Разговор о пособии «ЕГЭ 2018. Русский язык. 14 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ / И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева. – М. : Издательство «Экзамен», 2018, хочется начать с актуального вопроса, на который ищут ответ и лингвисты, и социологи: мы владеем языком или язык владеет нами? Если перевести этот вопрос в область методики преподавания русского языка, то он приобретает новое звучание: управляем ли мы формированием нормативно правильной речи своих учеников или эта речь формируется под влиянием экстралингвистических факторов, на которые мы повлиять не можем?
Думается, что, несмотря на общую не вполне благоприятную речевую ситуацию, именно школа в целом, уроки русского языка позволяют формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения.С какими трудностями при анализе языковых фактов сталкиваются выпускники? Наибольшую трудность вызывает у учащихся задание 7, которое проверяет владение синтаксическими нормами русского литературного языка. Советуем вспомнить некоторые виды синтаксических норм, даже предложить ребятам постепенно заполнить табличку, включая в нее примеры из текстов заданий.Рассмотрим несколько примеров из представляемого пособия.Нормы координации главных членов предложенияОпоздавший к трансляции соревнований мужчина поинтересовался, кто из легкоатлетов завоевали золотую медаль.Знаете, кто сохранили две бронзовые скульптуры от рук древнеримских и последующих завоевателей?Нормы построения предложений с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотомИзучая выведенные опытным путем растения, обнаруживается определенная закономерность в их развитии.Слушая восхитительную музыку, Анне Сергеевне представлялся горный водопад.Нормы построения предложений с обособленным определением, выраженным причастным оборотомИзумительный аромат распустившихся на клумбах белых и ярко-оранжевых лилий, наполнявших воздух, плыл в распахнутые наверху окна.Нормы построения предложений с несогласованным приложениемВ газете «Известиях» был опубликован ответ на письмо одного из читателей.Нормы построения предложений с однородными членами, связанными союзами не только… но и…; как… так и… и др.Для точного приземления космического корабля в заданном районе важное значение имеет не только точность работы систем на первой ступени, но и на второй и последних ступенях.Нормы построения предложений с однородными членами, имеющими общий зависимый членПоначалу каждый юный гонщик сам следил и отвечал за состояние своего автомобиля.Нормы соблюдения видов временной соотнесенности глагольных формВ тот момент, когда вдали послышалось тихое посвистывание, умный конь срывался с места и летел навстречу своему другу.Нормы употребления падежных форм существительных с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, наперерезСогласно расчетов конструкцию смогут удерживать не менее десяти колонн.Нормы построения словосочетаний со связью управление (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами)В проникновенных словах командира отражались и его могучая воля, и стремление воодушевить бойцов, и уверенность в победу.Нормы построения предложений с прямой и косвенной речьюБабушка сказала, что я себя плохо чувствую и не смогу приготовить обед для внука.Работа, направленная на практическое овладение культурой речи, кропотлива и дает свои результаты при регулярном обращении к литературным образцам. Поэтому и работу с текстом, предлагаемым для анализа, можно также рассматривать как работу по формированию культуры речи.Тексты всех вариантов отражают актуальные проблемы. Школьников непременно заинтересует текст о сетевых ресурсах, о человеке медийном. Да, Интернет ускоряет работу с информацией, предоставляет пользователю огромный выбор материалов для решения какой-либо учебной задачи, значительно экономит время. Достоинством можно назвать возможность быстрой коммуникации, общения с партнерами по учебе, работе, с друзьями, родными. Огромен культурный ресурс Интернета, невероятные возможности быстрого доступа к мировому кино, музыке, литературе, театру, живописи, спорту. Однако умеем ли мы использовать эти глобальные возможности? Справляемся ли мы «с вызовами технологической революции и в области доставки информации, и в области преодоления информационной избыточности»? Об этом размышляет Е.Л.Вартанова (текст №12).О необходимости взаимопонимания поколений сказано немало, но размышления В.С.Розова непременно найдут отклик у учащихся (текст №11). Конфликт поколений – естественный процесс, сопровождающий развитие любого общества – от древних римлян и греков до современных жителей планеты. Всегда есть непонимание, которое способно разрушить самые главные, самые ценные связи родителей и детей, любящих друг друга людей, надежных и преданных друзей. Виктор Сергеевич уверен, что «каждый возраст несет свои изумительные дары. Каждый новый год жизни раскрывает передо мной все новое и новое, и я не устаю поражаться неисчерпаемости и вечной новизне жизни».Еще одна актуальная проблема, затрагивающая каждого, – стремление быть как все. «Все так говорят», «все так делают» – оправдываем мы порой себя, свои слабости. Так жить проще, но правильнее ли? Текст по В.Ф.Тендрякову (текст №9) может стать предметом дискуссии в классе, поможет определиться с выбором жизненной позиции, напомнит о том, что и в современном медийном пространстве важно оставаться людьми думающими.Можно абсолютно точно утверждать, что данное пособие позволяет решать на уроках русского языка самые актуальные проблемы: формирование культуры речи учащихся, умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения.
Комментарии