search
main
0

От боевика – к десяти заповедям Мир эстетических ценностей неизменен

В свое время кино было разновидностью дополнительного образования. В школах иногда целыми классами шли в кинотеатр, потому что фильм давал больше, чем урок. Можно рассказывать о войне, а можно посмотреть “А зори здесь тихие…” – фильм без назидания, после которого ясно понимаешь, что люди не зря отдавали жизнь… Со временем оформилось особое направление – кинопедагогика. Она была призвана открыть детям кино как искусство. Именно как искусство, а не просто развлечение. Вначале, в 1960-х годах, преобладал искусствоведческий подход к кино. Потом стало ясно, что для школы мало одних усилий киноведов и нужна опора на учителя. Появились энтузиасты-кинопедагоги. Их целью стало воспитать грамотного зрителя, что свидетельствовало о большем уклоне в сторону кино.

Сегодня кинематограф стал другим, и формы его функционирования в обществе тоже изменились. Да и сама социокультурная среда намного отличается от прежней. Появились новые проблемы и вопросы. Что происходит с нами во время просмотра? Как влияет фильм на сознание? Какие качества формируются у ребенка? Какие образы формирует современный экран и зачем? Как смягчить удар, наносимый им по детской психике?.. В основе этих и других проблем – взаимодействие ребенка и экрана со всеми последствиями, негативными и позитивными.
Воспитание грамотного зрителя осталось задачей кинопедагогики, но усилился акцент на развитие ребенка (в том числе и творческое) средствами экрана. Кинотворчество в школе долгое время стояло особняком, уйдя во дворцы и дома пионеров, ведь съемки требовали немалых затрат. Появление видео позволило делать свое кино в школе. Понятие “кинопедагогика” рассматривается уже несколько шире. Появился термин “медиапедагогика”, обозначающий отношение школьника ко всем средствам массовой информации – телевидению, газетам, рекламе…
Чтобы воспитывать, необходимы два фактора, считает заведующая лабораторией экранных искусств Института художественного образования РАО Лариса Баженова, – хорошее кино и хороший педагог. Педагог, который умеет вести ребенка. Уже создано много методик, которые могли бы использоваться в школе. Но школа, к сожалению, только-только выходит на этапы освоения кинопедагогики. Разработанные методики уходят в прошлое, так и не дойдя до школы. Программы с широким искусствоведческим уклоном мало использовались учителями, поскольку требовали глубокого киноведческого и просто эстетического образования. Они найдут своего учителя, когда будет разработано специализированное кинообразование с учетом профориентации. А пока в школе более популярны адаптированные программы.
Как используется кино, зависит не только от программ, но и от самих учителей, от запросов и типов школ, от их руководства. Программы существуют самые разные: в одних предусмотрено определенное количество часов на кино, в других – “погружение” на целые дни. Запросы школ зависят от понимания проблемы взаимодействия ребенка и кино. Об этом рассказывает научный сотрудник лаборатории экранных искусств Ольга Калмановская:.
– Кино – это тоже текст, только особый. С письменным текстом в школе учат работать, с экранным – нет. Представим, что учитель истории осознал, что, используя кино, он легче сумеет вывести ребенка на понимание исторического времени. Но он сталкивается с проблемой: ребенок не умеет работать с экранным текстом. Нужна двухуровневая работа – курс, где присутствует непосредственно историческое содержание, и в то же время идет изучение экранного текста. Мы учим, как выйти на исторический контекст, обучая понимать кино. При погружении надо посвятить кино целую неделю, вместе с детьми пройти путь от анализа первых впечатлений до осознания, что нам, зрителям, нужно, чтобы понять это кино.
Лариса Баженова:
– Рынок кино ставит человека в определенные условия. Нас спрашивают: “Когда вы занимаетесь с ребенком, станет ли он смотреть плохие фильмы?” Такого не будет никогда! Он будет эти фильмы смотреть, но понимая, что они плохи. Что греха таить, ведь и мы, взрослые, их смотрим. Только мы осознаем, какого качества это кино и почему мы его смотрим. Ты отдыхаешь, но не будешь строить жизнь по тем моделям, что оно предлагает. Нужно, чтобы и ребенок это осознавал. Надо все посмотреть. Надо быть насмотренным зрителем. Есть кино, и есть Кино. А дети пусть выбирают.
– У нас хорошая киноклассика. Добрые фильмы, где с детьми говорят на их языке. Конечно, это не панацея от всех бед…
Елена Бондаренко, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории:
– Наша задача – найти условия, в которых киноклассика могла бы работать должным образом. Старый фильм “Золушка” 1946 года прекрасно срабатывает в кинозале, в тех условиях, которые можно считать классическими для кинопросмотра. А на телеэкране или на видео этот фильм чаще всего проигрывает. Значит, надо искать пути, чтобы он не прошел мимо своего зрителя. Восприятие – очень тонкая вещь. Как киновед и педагог могу сказать: то, что сейчас происходит с восприятием, – не только вопрос распространения американских боевиков. У нас изменилась структура восприятия вообще. Главное место в ней заняло телевидение, которое в большей степени влияет на детей, чем кинофильмы. Особенности экономического существования телевидения и обилие рекламы диктуют сбои восприятия. Ребенок склонен напрямую перенимать из телепередач и фильмов модели поведения, имитирующие жизнь. Только проверяя их на практике, он приходит к выводу, что эти модели для жизни непригодны, они существуют для других целей.
Чтобы работать в кинопедагогике, нужно иметь определенный уровень эстетического развития и, конечно же, желание. Остальное изыскать несложно. Можно пойти от киноклассики, можно от боевиков и прийти к высокому, потому что мир эстетических ценностей неизменен. Рано или поздно мы приходим к десяти заповедям.
– То есть если у учителя есть видеотека или видеокамера и желание что-то снимать с детьми, то все равно, с чего начинать.
– Был бы вкус. Любой путь даст положительный результат.
Ольга Калмановская:
– Сразу предупреждаю, педагог не должен заслонять собой ребенка. Он помогает ему смотреть, понимать и оценивать кино. Пусть учитель занимает исследовательскую позицию, поставит в нее и ребенка. Кинопедагогика – это диалог учителя и ученика.
– Вот мы обучим ребенка кино смотреть, он читать бросит…
– Не волнуйтесь, все будет отлично! Кино – тоже текст, у которого есть автор, желающий что-то сказать. Чтобы понять человека, стоящего за текстом, нужно понять киноязык – как делается фильм, зачем мне надо его смотреть, суметь расшифровать этот текст. Я не говорю о контекстах. Кино – многоуровневый текст, включающий в себя знание многих текстов. Главное, чтобы у ребенка возникали вопросы, чтобы шел поиск. Обсуждение фильма может быть переведено на личностные проблемы, на мировоззренческий уровень. Дискуссионный клуб – это очень интересная форма для юношества. К письменному тексту мы привыкли с детства, а текст кино только учимся понимать.
…Детское кино – это такое кино, где есть детская психология. Часто оно у нас основано на представлениях взрослых о том, что чувствуют дети. Они используют ребенка, чтобы раскрыть свои идеи, мысли. Дать определение детскому кино не так просто. Есть взрослые фильмы с актерами-детьми – так то совсем другое дело. Есть фильмы, не предназначенные для детей, но те с удовольствием смотрят их. Как бы то ни было, а подлинное искусство говорит со всеми, и в нем нет деления на “взрослое” и “детское”.

Федор ТОННЕЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте