Заполнив собой пространство огромного актового зала МПГУ, известного как бывший Ленинский пединститут, взлетела Птица. Не простая, а театральная. И не просто театральная, а рожденная фантазией поэтов, композиторов, художников. А дело было так. В МПГУ открылся Институт Детства. На новой кафедре – новые преподаватели с новыми предметами, один из которых называется «Музейная педагогика». И вести курс будет перешедшая из ГМИИ им А.С. Пушкина преподаватель Лидия Аметова. Чтобы представить его первокурсникам, она организовала День Музеев с лекцией об основных музеях Москвы, экскурсиями в них, а между теоретической частью и практическим знакомством с экспозициями был показан необычный спектакль «Как нарисовать птицу», подготовленный труппой Театра-Студии «12» – актерами из разных театров Москвы и Подмосковья, собравшимися для участия в этом проекте.
Уникален же спектакль, прежде всего тем, что в основе представления – проходившая в парке Сокольники выставка «Шедевры ГМИИ им. Пушкина». Каждая картина – это отдельная сценка, вызывающая в воображении определенные поэтические строки, музыку, танец или пластический этюд. Каждая картина – это еще и страничка в истории мировой культуры, как не удивительно, тесно связанная с нами сегодняшними. А все вместе – цельный спектакль, с главной темой: как возникает Искусство. И хотя, как полагал замечательный сценарист и поэт Геннадий Шпаликов возникает это чудо \”из ничего, из ниоткуда», авторы и исполнители убеждают, что – лишь в процессе сотворчества художника, дающего мощный импульс воображению, и зрителя, готового этот образ принять и по-своему осмыслить. В самом начале происходит краткий диалог Прохожего и Художника и возникает вопрос: «Как нарисовать птицу?». И этот вроде бы простой вопрос вызывает к жизни череду персонажей, так или иначе связанных с образами живописи, возникающими на экране. Тут и вечный символ Красоты – античная Афродита с посвященным ей стихотворением Шарля Бодлера, превращающаяся в идеал более позднего времени – Богородицу, что представлена в знаменитом «Благовещении» Боттичелли, и, исполненная неземной нежности, на картине Лукаса Кранаха-старшего «Мадонна в виноградниках». Рембрандт здесь соседствует со Снейдерсом, трагизм Ван Гога контрастирует с фривольностью Франсуа Буше, строгая уравновешенность Николя Пуссена оттенена стихией свободы Василия Кандинского. Да разве всех перечислишь? А стихи?! «Колыбельная» Иосифа Бродского и «Балаган» Александра Блока, стихи о Пикассо Рафаэля Альберти и басня Лафонтена, Арсений Тарковский, Осип Мандельштам и уже упомянутый Геннадий Шпаликов, поэтические опусы Василия Кандинского и Эдгара Дега. И, конечно же, Жак Превер, чьим произведением, давшим название представлению, оно и завершается. А когда не хватает слов, возникает музыка – Моцарт, Бах, Шуберт, Дебюсси и Прокофьев, Рахманинов и Оффенбах. И все – с неожиданной трактовкой хорошо знакомых образов. От эпизода – к эпизоду, показанному то с юмором или иронией, то по-философски мудрым, то романтически-возвышенным, то озорным, то патетическим – возникает масштабная картина развития искусства от античности до наших дней, так тесно связанная с человеком, его мечтами и чаяниями. А с какой внешней легкостью, с какой мастеровитой органичностью актеры труппы, собравшиеся для осуществления этого проекта под крыло начинающего режиссера-постановщика Дамира Бахтиева, перевоплощается в великое множество разножанровых персонажей!..Вот Анастасия Зыкова. Она – то уморительно-смешная клоунесса, то мим, то тонкая драматическая актриса. Или Евгения Березуева, в одних сценах – простодушная девица, в других – по-детски доверчивый ангел, принесший благую весть или певец жизнерадостных фламандцев, успевающий, пройдя по залу, пообщаться со зрителями и угостить их шампанским. А Кристина Трофимович – великолепная фехтовальщица, владеющая навыками старинного этикета, и тут же – разбитная деревенская деваха, своими ужимками вызывающая дружный хохот в зале? Изящная Анастасия Лазебник – не только профессиональная балерина, но и драматическая актриса, способная передать одиночество маленького человека в огромном городе. А Татьяна Жемчужная – певица, солирующая во всех вокальных партиях от Моцарта до Кальмана, к тому же, то светская дама, сошедшая с полотен импрессионистов, то кокетливая обольстительница Коломбина, чарующая публику грациозной непосредственностью?Илье Оксу досталась одна из самых трудных ролей – не столько из-за количества перевоплощений (он – тот самый Прохожий, в чьем воображении оживают образы увиденных им картин), сколько из-за объема стихов, по замыслу авторов – тоже созданных его персонажем. И, конечно же, блестящий инструментальный дуэт: Анна Гржибовская (фортепиано) и Регина Штейнман (скрипка), которые не просто аккомпанируют всему действу, но принимают в нем активное участие. Нет, не зря актеры (а они люди профессиональные, работающие в театрах Москвы и Подмосковья), доверились режиссеру, хотя и имеющему десятилетний опыт работы ведущим актером театра «Город» из Долгопрудного (и, к слову, лауреату ряда фестивалей), но в режиссерской деятельности делающему первые шаги (этот спектакль – вторая самостоятельная постановка Дамира Бахтиева). Спектакль, смелый по форме, насыщенный яркими эмоциями, наполненный небанальным содержанием, получился на удивление зрелищным, вызвав бурю восторга молодых зрителей. Ошибаются те, кто считает, что современная молодежь невосприимчива к серьезной музыке и глубокой поэзии. Но зарядить их может, наверное, только тот, кто сам искренен в своей любви к искусству во всех его проявлениях. Кто способен выразить эту любовь и заразить ею окружающих. А студенты, будущие учителя, в чьих душах загорелся этот огонек, не дадут ему погаснуть, понесут его дальше, когда-нибудь передав своим ученикам. Новый же театр, называющийся «12», кажется, доказал, что его Птица запела, что выбранная им миссия – сочетать просветительские тенденции с оригинальными театральными формами, востребована, а, значит, есть импульс к продолжению. Что ж, в добрый путь! Фото автора
Комментарии