search
main
0

От Беккета до русской сказки,

или Почему киноактриса съемкам в новом фильме предпочла школьную премьеру

На рабочем столе Елены Аминовой вижу две книги и, присаживаясь напротив в кресло, краем глаза успеваю скользнуть по названиям. Это пьесы Беккета и Островского. Мне кажется, только человек с широким кругозором сумеет вникнуть в такие разные эпохи, разные способы творческого мышления, разное отношение к миру… Да, думаю про себя, режиссер в Центре детского творчества серьезный. Но зачем-то спрашиваю, будто сомневаюсь:

– Вы любите и Беккета, и Островского?

– Я люблю все, что талантливо… Во всяком случае, пробовать надо все и стремиться понять все.

Мы знаем Елену Аминову по фильмам “Любить по-русски-3” Евгения Матвеева, “Под знаком Скорпиона” Юрия Сорокина и, наконец, по “Формуле любви” Марка Захарова. Здесь она сыграла спутницу графа Калиостро. Убегающий от российской полиции знаменитый маг и чародей останавливается в захолустной помещичьей усадьбе, и, уступив просьбам пылкого юноши, влюбленного в статую – в несуществующий, им же самим созданный идеал, пытается ее оживить. Граф Калиостро, не моргнув глазом, жует стекло, но вдохнуть жизнь в каменное изваяние – этакий фокус ему не по зубам. Трудно отыскать человека, который бы не знал, что из затеи со статуей получилось, и который не слышал бы о “Формуле любви”…

Аминова ставила “взрослые” спектакли в Театре на Ордынке, в Одесском русском драматическом театре. Сегодня она работает с детьми. По ее признанию, это ничуть не легче, чем со взрослыми актерами. Сказка, которую приготовила она в Центре детского творчества, называется “Елена Премудрая”. Живет себе девушка “в высоком терему” среди дремучего леса. Все у нее есть. Благодаря волшебству она все может: превратить собственного кота в лягушку, увидеть, что происходит на другом конце света, она умеет сама обернуться кем угодно – водой, огнем, березкой… Нарушает ее покой Солдат, случайно забредший в лес. Встречает он Елену Премудрую, влюбляется в нее и просит руки…

Идет репетиция.

– Когда ты выучил текст, его надо забыть, – свою мысль Елена Аминова подчеркивает темпераментным взмахом руки. – Зритель должен видеть: эти слова только-только пришли тебе в голову. Иначе ты не актер, а попугай!

Признаться в любви не так-то просто. “Судьбу свою ищу, – говорит Солдат Елене Премудрой, – не встречал я нигде красавицы подходящей. Вот ты – первая…” Здесь – кульминация всей сцены. Солдат опускается на колено. И вдруг как бы страшная догадка приходит ему на ум: “А может быть, и последняя!” Он хватается за живот, точно умирает. Но это лишь розыгрыш. Сложность в том, что нужно сыграть роль человека, которому и больно (вроде бы), и весело: ирония – способ скрыть настоящие намерения. Солдат дерзок. Он то ли всерьез говорит, то ли смеется… Молодому актеру сложно передать психологические оттенки такой сложной роли. И Аминова показывает, как подойти к Елене Премудрой, говорит про любовь, падает на колено, охватывает руками живот, потом, как бы выздоровев, тотчас продолжает дальше за Солдата, требовательно:

– Выходи за меня замуж!

Уже спустившись со сцены, она объясняет:

– Понимаешь, вся прелесть человека в том, что он делает это непосредственно, он не умеет клянчить!

Аминова переиграла в своей сказке все роли. Она была Котом, который нюхает солдатскую махорку, учила лесных гномов наушничать и льстить, а Елену Премудрую – петь “Во поле березка стояла…” Кстати, отклонить солдатское предложение тоже оказалось не так-то просто. Тут мало фыркнуть, засмеяться и убежать или, наоборот, пригрозить чем-нибудь дерзкому ухажеру. Ведь сказка – о современной жизни. Елена Премудрая, она как бы из “новых русских” – все есть, ни в чем себе отказа не знает. Солдат ей не пара, он из другого мира. А это надо сыграть.

Работает Елена Аминова в Центре детского творчества с октября прошлого года. Можно сказать, что привела ее дочь Дарья, которая перешла учиться сюда с подругами из соседней школы в Раменках. Дарья носит фамилию Любшина. Она – внучка знаменитого Станислава Любшина, сын которого Юрий – кинооператор.

Еще в начальных классах Елена Анатольевна готовила с детьми маленькие постановки, капустники, КВНы. И здесь ее тоже попросили помочь: нужно было провести праздник. А когда он удался, директор Центра образования Маргарита Максимова предложила сотрудничество: “Будем считать, что этот праздник – точка отсчета наших совместных действий”.

Аминова готовила с детьми Пушкинский праздник, новогодний “Огонек”, Татьянин день. И вот – “Елена Премудрая”. Это ироничный спектакль, где есть и танцы, и песни, и объяснения в любви. Полная эклектика.

Аминова убеждена, что каждое последующее поколение должно быть лучше, чем предыдущее. Становится оно таким благодаря продуманному воспитанию. У Елены Анатольевны есть своя педагогическая концепция. Конечно, в основе ее – творчество. Аминову отличает вера в человека. Быть может, это идет от умения улыбнуться над собой. Быть может – от веры в саму себя. Аминова увлеклась театром поздно, ее жизненный выбор определился только после школы. По характеру она борец. Занималась спортом, всеми видами подряд. Если за что-то взялся, доводи до конца, борись до конца – этот принцип проявился еще в детстве. В десятом классе Аминова переехала с родителями на другую квартиру. Поблизости была только спортивная школа. Аминову взяли туда и, поскольку никаких разрядов она не имела, ставили всюду. Не хватает в волейбольной команде человека – Аминову на замену. Она играла в бадминтон с мастерами, бегая в мыле по всему корту. Один раз заменяла спортсменку в беге на коньках, а на лед встала второй раз в жизни. Тренер знал, что она с дистанции не сойдет.

– Удалось?

– Конечно! – Елена Анатольевна улыбается, и глаза ее говорят: “Вы еще сомневаетесь?” Правда, потом три дня я ходила со скрюченными ногами.

Ее отец и дед были хирургами. Отец мастерски играл на скрипке. Любил рисовать, умело копировал Айвазовского. Так что актерская профессия для Аминовой – прямое продолжение семейных традиций. Театральный институт она заканчивала в Киеве и поступила туда с двух попыток. Первый раз провалилась потому, что не знала украинского языка и говорила с сильным русским акцентом. По первому образованию Аминова – журналист. Азы этой профессии она постигала тоже в Киеве, в университете. Кем будет ее дочь, восьмиклассница, говорить рано. Но творчество ей не чуждо: Дарья сыграла Елену Премудрую и неплохо танцует.

Самые трудные роли – драматические, когда приходится вынимать эмоции, глубоко спрятанные и редкие в повседневной жизни. Это изнашивает актера. Можно, допустим, легко разыграть скорбь, но – без слез. А они необходимы! Профессионал должен уметь плакать!.. Аминовой не удавалось плакать, когда Игорь Опасян снимал фильм “Мертвые без погребения” по Сартру. Несколько человек брошены в подвал. Их истязают и убивают одного за другим. Женщина среди них только одна. Ее очередь приходит последней. Надо плакать, а слез нет. Больно от неудач, от ощущения, что иссяк талант. Наконец – получается! “Я поседела на этом фильме”, – признается Елена Аминова.

У детей из Центра творчества пока другие роли. Они играют увлеченно. Малыши-гномы весело танцуют канкан. Солдат учится фехтовать. Уроки берет прямо на сцене, у режиссера. Поединок в сказке надо начинать осторожно, без резких выпадов.

Ребята пока не осознают, что талант – не просто дар свыше, а тяжелый крест, который сбросить нельзя. Говорят, от своего предназначения не уйдешь. У каждого своя миссия на Земле. Своя задача. Но как важно верить, что твое искусство служит и учит добру…

– Легко ли вам с детьми, Елена Анатольевна?

– Легко. Мы, актеры, наверное, до старости остаемся детьми. Я до сих пор не привыкла говорить людям “вы” и называть их по имени-отчеству. Знаю – этикет. Знаю – правила приличия. Но хочется говорить “ты”, если чувствуешь: твой человек. Это актерское.

В “Елене Премудрой” участвуют дети с первого по десятый класс. Это никого не смущает. Они разные. Малыши успевают тут же, в зале, поиграть в догонялки между зрительских кресел, старшие усидчивей и внимательно наблюдают за игрой товарищей. Ребята объединены одним делом. Совместные праздники, спортивные игры, мероприятия, в которых участвуют учителя, родители, позволяют сделать вывод: Центр образования – это единый организм, а не разрозненные детские учреждения, живущие своей жизнью, объединенные только общей крышей. Таково главное достижение первого учебного года. Деятельность центра ведется по разным направлениям: художественное творчество, физкультурно-оздоровительная работа и, конечно, учеба. Они должны преследовать одну цель, иначе будут распыляться силы. Спорт – не ради спорта. Искусство – не ради искусства. Ради личности ребенка, который вступит во взрослую жизнь развитым всесторонне, гармонично. Тут не обойтись без совместных дел. В них должны принимать участие все, начиная от детского сада и кончая старшей школой. Вот почему все праздники в центре – разновозрастные.

В будущем году Елена Аминова собирается ставить с детьми маленькие рассказы Чехова. Ребятам они понятны. В них есть пружина, которая позволит воплотить авторский замысел силами детского самодеятельного театра. Кроме театра, при Центре детского творчества работают хореографический коллектив, эстрадно-музыкальный ансамбль “Улыбка”, фольклорный кружок. Будут классы фортепиано, балета, изостудия…

Успех на фестивале спортивных танцев “Грация-2000” открыл новое направление для работы – спортивная аэробика. Не все сразу. Год – слишком малый срок, чтобы все успеть.

Год назад мне довелось побывать в Центре образования “Москва-98” # 1953. До первого сентября оставалось несколько дней. Кое-где красили полы, в коридорах пахло краской, отмывали, меняли таблички на дверях кабинетов, возле библиотеки лежали кипы учебников. Центр готовился принять детей. Сегодня Маргарита Максимова признается, тогда как-то не думалось, насколько велики возможности центра. Все силы были брошены на то, чтобы взять старт. Теперь совсем другое беспокоит. Очень важно отшлифовать режим работы. Каждый урок хорош на своем месте. Вот, например, занятия по плаванию. Их нельзя проводить, когда позволяют технические возможности, невпопад. Ломается ритм учебы. Не так-то просто после бассейна настроиться на математику или физику, где требуется не мышечная сила, а внимание. Но ничто так не снимает перегрузки, как плавание. Поэтому не должно оно “скакать” по расписанию то в конец дня, то в начало.

Дополнительное образование, которому педагогика традиционно отводит вторые роли, Маргарита Максимова объединит с основным. Эксперимент очень смелый. Наряду с точными науками в школьном расписании появятся уроки, которые способствовали бы развитию мира чувств, души. С первого класса – актерское мастерство, история театра, пластика. Дополнительное образование мотивирует желание развиваться дальше, настраивает учиться. Как-то после собрания к Маргарите Максимовой подошла мама одного ученика и призналась, что с ее ребенком произошли странные перемены: “Утром просыпается и говорит, что соскучился по школе. А разгадка проста. Дополнительное образование – это магнит, который тянет в школу. И она становится вторым домом… В основу концепции Центра образования легла педагогика, ориентированная на радость общения и учебы. Она воплотилась в конкретных делах.

За прошедший учебный год Маргарита Максимова научилась говорить людям “нет”. Ей всегда было трудно отказывать, такой она человек. Но при том объеме работы, как сейчас, нельзя хвататься за все подряд.

А вообще Максимова стремится успеть всюду. Когда в центр приехали гости – участники Всероссийского конкурса “Учитель года” разных лет, – Маргарита Сергеевна сама вела концерт, подготовленный детьми. А ведь помощников у нее немало. Могла бы поручить кому-нибудь. Но не умеет она стоять в стороне. Она находит время посмотреть репетиции. Максимова не делит, что главное, что второстепенное – час учебы или подготовки спектакля. Для нее в центре все важно.

Прошу Маргариту Сергеевну поставить оценку за год себе и учителям. Коллектив она, не задумываясь, оценивает положительно. А на себя жалуется: “Не нахожу на канцелярскую работу времени. Я все с людьми, с людьми, с людьми… С документами много работаю – по субботам, поздними вечерами. А это ненормально. На пятерку не тяну, – качает она головой, – скорее четверка”.

Максимова прекрасно осознает возможности центра и личную ответственность, она понимает, что не имеет права работать вполсилы. Надо критически относиться к себе, иначе перестанешь замечать недостатки. Помогает не только способность посмотреть на себя со стороны. Максимова – человек творческий, умеет объединять вокруг себя людей. А люди – самое главное.

Виктор БОЧЕНКОВ,

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте