Дополнительное образование в московской школе сегодня – это мощная универсальная система, которая удовлетворяет запросы жителей района всех возрастов. Это качественная услуга для жителей столицы: информационная открытость и широкий спектр направленностей, шаговая доступность нахождения учреждения, свобода выбора занятий по интересам, единые механизмы записи в кружки, секции, клубы не только своей школы.
Система дополнительного образования в школе №922 является неотъемлемой органичной частью слаженной системы города и опирается на мнение жителей микрорайона. Регулярные мониторинги запроса востребованности образовательных услуг, мнения родителей, жителей микрорайона делают систему дополнительного образования гибкой, заставляют соответствовать вызовам, запросам и потребностям. Система кружков, клубов, секций охватывает участников от полутора лет до университетов третьего возраста бабушек и дедушек.
Аспект первый – традиционный
Много лет популярны программы по разным направлениям: школа мяча, шашки, волейбол, занимательный английский, школа юного экскурсовода, хореография, танцы, занятия по подготовке к школе. Пользуются спросом и программы, которые расширяют школьные предметы. Кружки по конструированию, изобразительному искусству, сухому валянию, лепке, тестопластике, оригами также являются лидерами по популярности.
Аспект второй – инновационный
Возрос интерес детей и родителей к современным авторским программам. Занятия по художественной гимнастике, баскетболу, рукопашному бою и футболу проводят кандидаты в мастера спорта и мастера спорта с использованием международных тенденций. Авторская программа «Кубики Зайцева» позитивно воспринята родителями, так как дошкольники осваивают навыки раннего обучения чтению. Программа «Тайм-менеджмент» оказалась востребованной родителями для формирования навыков самоорганизации детей дошкольного возраста. Впервые появился курс «Мультстудия», который ведут педагоги со специальной подготовкой. По запросу жителей микрорайона открыта «Технологическая мастерская», в которой девочки и мальчики 5-11‑х классов получают навыки работы с современными инструментами и основы технологий композитов.
Аспект третий – профильный
В этом году открыты классы с направленностями, в которых предусмотрены занятия и курсы для реализации предпрофильной составляющей. Так, в кадетских классах это занятия по строевой подготовке, истории кадетского движения, юнармейского движения, введению в информатику, хореографии, бальным танцам. В классах «Юные инженеры» – рисование с элементами черчения, лего-конструирование, основы программирования и компьютерной графики.
Аспект четвертый – профориентационный
В основной школе реализуется запрос на раннюю профилизацию детей – это курсы «Введение в медицину», «Юный спасатель МЧС».
Более 80 старшеклассников стали участниками Всероссийского проекта «Билет в будущее»: каждый участник прошел тестирование, «примерил» не только знакомые профессии, но и новые, недавно появившиеся на рынке труда, такие как сити-фермер, молекулярный диетолог, специалист по аддитивным технологиям, оператор медицинских роботов и другие.
Более 70% учеников 9-11‑х классов зачислены в колледжи для обучения в рамках проекта «Профессиональное обучение без границ» по профессиям «водитель автомобиля», «фотограф», «формовщик стеклопластиковых изделий», «парикмахер», «специалист по маникюру», «оператор ЭВМ», «оператор по управлению наземными беспилотными аппаратами», «вожатый». После успешного прохождения теоретической подготовки и практики результатом должны стать квалификационный экзамен и получение первого свидетельства о профессии.
Аспект пятый – индивидуальный и особенный
Впервые вырос запрос на индивидуальные занятия по логопедии, практической психологии, развивающие занятия, по данным направлениям школа предлагает широкий спектр услуг. Популярен курс «Волшебная песочница», направленный на коррекцию, развитие игровой и коммуникативной деятельности с использованием песочницы с подсветкой и различных видов песка (обычного, кинестетического, цветного). Разработаны специальные кружки для детей с особыми образовательными потребностями.
Аспект шестой – всевозрастной
В этом учебном году в онлайн-формате педагогами школы в партнерстве с ТЦСО «Ивановский» организованы занятия групп «Московского долголетия». Среди бабушек и дедушек очень популярны активности по психологическим тренингам, английскому языку, компьютерной грамотности, литературные диалоги.
Педагоги школы и сами являются учениками и слушателями кружков дополнительного образования, проявили интерес к «Технологической мастерской», активностям проекта «Московское долголетие», организовали взаимообучение учителей не только в рамках наставничества, но и для обмена опытом участия в детских и профессиональных конкурсах.
Аспект седьмой – результативный
За первый триместр работы обновленной системы дополнительного образования можно подвести промежуточные итоги. Охват детей дополнительным образованием школы составляет 91%. Дети, педагоги и родители принимают участие в конкурсах и олимпиадах. В этом году впервые приняли участие в чемпионатах WorldSkills и KidSkills. Педагоги – в возрастной группе «Навыки мудрых». За каждым участником чемпионата стоят наставник-тренер-компатриот и очень продолжительный период подготовки.
Система дополнительного образования в школе №922 вышла за рамки традиционного формата и трансформируется в инновационный масштабный проект «Академия инновационного развития школы №922», но это уже совсем другая история.
Ирина БОЛГОВА, школа №922
Комментарии