search
main
0

От античности до наших дней Права и свободы трех поколений. Глава из нового учебника “Введение в обществознание”. 9-й класс

Право о правах
Во время одного судебного разбирательства хулиган оправдывал свои действия тем, что он имеет право размахивать своим кулаком в пространстве, и если чье-то лицо оказалось на пути, то это вина самого пострадавшего. Тем не менее судья вынес обвинительный приговор, который объяснил следующим образом: “Несомненно, каждый человек имеет свободу, но свобода перемещения кулака при этом ограничивается расположением в пространстве лица другого человека, то есть свобода одного человека не может нарушать прав и свобод других людей”.
Согласны ли вы с тем, что права и свободы человека имеют ограничения? Какие примеры ограничения прав и свобод можно привести в качестве примера?
Любому из нас приходилось в жизни произносить слова “Я имею на это право” или же ответствовать нашим оппонентам – “Вы не имеете права на это” или же “кто дал вам право оскорблять меня, повышать на меня голос?” Мы, отстаивая свою свободу, свое мнение, свой выбор, свое достоинство, свою честь, собственность всегда вспоминаем о том, что являемся носителями прав, охраняемых и гарантируемых государством.
Давно ли человек осознал себя как носителя и обладателя прав – возможности поступать определенным образом и, напротив, защитой оттого, что нарушает его жизнь? И в каждой ли стране есть такие права? Ведь нам известно из книг и даже из детских сказок о том, что были страны и времена, где человек был забит и запуган властью, и кроме страха перед этой властью у него не оставалось никаких других чувств. Какие уж там права, когда только страх перед наказанием, осознание вечной, неизбывной и неведомой вины перед властью испытывал человек, живший в подобном обществе. Он знал одно – повинуйся, четко следуй государственным предписаниям, приказам своего господина, и тебе воздастся. Страшным, смертным прегрешением считалась гордыня. Так в какие же времена и в каких странах на Земле рождается – “Я имею право”.
На этот вопрос ответить очень непросто. Есть разные традиции в развитии взаимоотношений между личностью и властью. Мы уже неоднократно упоминали об этом и приходили к заключению, что универсальной модели общества, государства, гражданина нет. И в каждой традиции – европейской, азиатской, российской – свое восприятие той меры и объемов свободы, которыми должен быть наделен человек. С понятием права человека тесно связано другое понятие – понятие долга, осознанного исполнения человеком определенных предписаний, совершение определенных действий или, напротив, несовершение их. А долг в свою очередь предполагает ответственность, и не какую-то абстрактную, отвлеченную, а свою собственную, персональную, которую ни на кого не свалишь и ни с кем не разделишь за совершенные действия, сделанный самостоятельно выбор. Именно об этом и пойдет речь в предлагаемом ниже параграфе нашего учебника.
В понимании права как меры человеческой свободы заключается мысль об отделении человека, личности от мира власти, от общества. Европейская традиция издревле, еще с античных времен, признавала свободу воли человека и ее гарантированность государственным законом. Другое понимание прав человека сформировалось на Востоке и в России. Личность не рассматривалась здесь в качестве носителя индивидуальных прав. Власть подавляла личность, диктовала ей строго определенную модель поведения и даже образа мысли, постоянно напоминая о долге перед собой, долге не только перед государством, но и перед государем – наместником и помазанником Божьим. Именно этим народам наиболее трудно, сложно осваивать современную концепцию прав человека.
Каждый народ прошел долгий путь к нынешним представлениям об объеме и степени гражданских свобод. Наиболее устойчивая традиция правового статуса личности – совокупности защищенных и гарантированных государством индивидуальных прав, сформировалась в Западной Европе. Фундаментом этого стали устои греко-римской цивилизации, которую мы также называем античной.
Для западноевропейской традиции взаимоотношений человека и власти было характерно также законопослушание. Однако необходимость следования законам неразрывно связывалась с тем, что сами законы должны воплощать в себе справедливость.
Однако и в христианской средневековой Европе права людей были различными. Высшие сословия – духовенство и дворянство – были свободны от уплаты налогов, обладали властью, различными привилегиями – особыми правами. Феодальная мораль – мораль рыцаря – предполагала наличие чести только у благородных. Ни купца, ни ремесленника, ни тем более зависимого крестьянина и владетельный сеньор, и бродяга-рыцарь не рассматривали как человека, равного себе в правах и достоинстве. Все это были “подлые люди”. Вспомните хорошо известных вам персонажей произведений Вальтера Скотта и Александра Дюма. Богатого купца и ростовщика Иссаака из Иорка захватывает в заложники и подвергает пытке барон Фрон де Беф, требуя выкупа. И это злодеяние воспринимается окружающими как должное. Дворянин, барон обладает несопоставимо большими правами, чем простолюдины. Дворянин Д▓Артаньян, не имея в кармане ни гроша, считает в порядке вещей называть своего хозяина-трактирщика “каналья Бонасье” и поднимать руку на своего слугу Планше. Владетельный сеньор обладал даже особым правом – правом первой ночи. После крестьянской свадьбы молодая жена должна была провести первую брачную ночь не с мужем, а со своим сеньором. Знаменитая на весь мир комедия Бомарше “Женитьба Фигаро” имеет своей подоплекой борьбу простых людей – служанки Сюзанны и хитроумного Фигаро за свою любовь, свои человеческие права, свое достоинство. Чванливый и недалекий граф Альмавива олицетворял собой косность старых феодальных порядков, противоречащих самой природе, самому естеству человека. Появление подобного художественного произведения далеко не случайно. Шел XVIII век – век крушения феодального права, век формирования современной концепции прав человека и гражданина. Идет пересмотр норм и представлений сословного общества, выкристаллизовываются идеи природного равенства всех людей независимо от того, дворянин ли ты, буржуа или крестьянин. Рождается представление об исконных естественных правах человека. Российский политолог Г.Белов так определяет его суть: “Человек в силу факта рождения наделен свободой, правом на жизнь, личной неприкосновенностью со стороны кого бы то ни было, свободой мысли и действия, правом распоряжаться тем, что ему принадлежит”.

Азбучные права человека
Первое поколение прав, закрепленных в первых конституциях (Декларации прав человека и гражданина 1789 года и Билля о правах 1791-92 года) получило название классических прав. Эти права определяли пространство, в которое государство, правительство не может вмешиваться.
Перечислим основную группу естественных прав – право на жизнь, свободу, равенство перед судом и законом, право на собственность, неприкосновенность личности и жилища, защита законом частной жизни граждан, свобода слова, совести. Чаще всего именно эти права принято именовать гражданскими, так как именно они главным образом затрагивают сферу включения личности в политическую жизнь, определяют взаимоотношения человека и власти, степень его влияния на власть и участия в ней. Родившись на заре современной цивилизации права первого поколения прошли в своем развитии долгий путь. И только в веке двадцатом, после второй мировой войны они стали общепризнанными и общепринятыми, закрепленными в международно-правовых актах – Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году, Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом в 1966 году. С принятием Конституции 1993 года были закреплены в полном объеме эти права и в нашей стране – России. Выделяются четыре подгруппы прав. К первой относятся права человека на жизнь и личную неприкосновенность. Никто не может быть арестован по произволу или незаконно содержаться под стражей. Каждому арестованному власти обязаны сообщить причины его ареста и в установленный законом срок предъявить обвинение. Показателем цивилизованности государства сегодня считается исключение смертной казни – насильственного лишения человека жизни – из средств наказаний за совершенные правонарушения. Россия, подписывая документы о вступлении в Совет Европы, также взяла на себя обязательство отменить смертную казнь.
“Разновидностью гражданской свободы является также право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Очень важным не только правовым но и нравственным принципом семейных отношений служит право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Гражданин не обязан свидетельствовать против себя, своего супруга, близких родственников. Это норма цивилизованного общества, дань уважения чувствам людей. Только в мрачные годы сталинской диктатуры считалось заслуживающим всякого поощрения поступком доносительство на своих близких, например хорошо известная история с пионером Павликом Морозовым, донесшим на своего собственного отца. Диктаторский режим на первое место выдвигал не родственные, дружеские связи, а верность государственной идее, власти.
Нормой цивилизованного общества является также то, что никто не может проникнуть в дом гражданина, за исключением предусмотренных в законе случаев.
Это “азбучные права”. И тем не менее, российское государство на многовековом протяжении своей истории исправно вторгалось в частную жизнь людей. Представителей податных сословий можно было пороть, и даже после отмены крепостного права в 1861 году российский крестьянин не обрел личную неприкосновенность, распространено было рукоприкладство и в вооруженных силах против “нижних чинов”. Более того, сами власти активно способствовали повсеместной перлюстрации писем на почтовых отделениях. Письма вскрывались и прочитывались почмейстерами на предмет выявления тайного умысла против существующей системы, заговора, святотатства. Вскрывание чужих писем было неотъемлемым атрибутом честности и лояльности властям служащих почтового ведомства. Вспомните знаменитую комедию Н.В.Гоголя “Ревизор” и тамошнего почмейстера. Если бы не его усердное служение на своем поприще, “чиновник из Петербурга” Хлестаков так никогда и не был бы выведен на чистую воду. Наследие советского периода в истории нашего Отечества также весьма неблагоприятно для формирования традиций соблюдения личной неприкосновенности и невмешательства государства в частую жизнь своих граждан.
Ко второй подгруппе гражданских прав первого поколения относятся следующие права: право на свободу мысли, ее распространение, свободу деятельности. Человек волен исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, что составляет принцип свободы совести, человек имеет право распространять и пропагандировать свои убеждения, участвовать в митингах, шествиях, пикетах. Человек может свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Под свободой деятельности прежде всего понимается возможность для человека свободно избирать характер занятий, предпринимательства. К данной подгруппе прав также относится право граждан самостоятельно определять место жительства, свободу выезда из своей страны и возвращения в нее.
Подобные отличия правового положения граждан до недавнего времени не были до конца приняты в нашей стране. Как в дореволюционные времена, так и в советские Россия не была “открытой” страной. В ее границах действовал жесткий паспортный режим с обязательной фиксацией постоянного места проживания. Были введены даже особенные ограничения в передвижении граждан по территории страны. Например, более чем двухмиллионное еврейское население царской России не имело права выезда и проживания специально определенной “черты оседлости”.
Существенные ограничения свободы передвижения и выбора мета жительства для советских граждан были установлены в сталинские времена – эпоху “культа личности”. Крестьяне-колхозники даже не имели гражданских паспортов на руках и для поездки в город должны были брать специальное разрешение в правлении колхоза. Крайне сложно было сменить даже место работы, к примеру уйти с одного предприятия на другое. В общественном сознании к людям, поменявшим несколько рабочих мест формировалось стойкое негативное отношение. Их даже называли “летунами”. Только во времена “хрущевской оттепели” крестьяне стали обладателями гражданских паспортов, советские люди получили основы такого важного права, как право, на выбор места жительства и рода занятий. Но именно основы, так как и по сей день сохраняется достаточно жесткий режим прописки. В паспорте каждого гражданина должно быть указано его постоянное место жительства. Если же ты проживаешь в другом городе или районе, отличном от места указанного в прописке, ты не можешь обратиться в поликлинику, устроить ребенка в детский сад, тебя могут оштрафовать за нарушение паспортного режима.
Было распространено также ограничение свободы труда и творческой деятельности. Человека, официально не состоящего ни на каком предприятии, а все они были исключительно государственные, могли привлечь к ответственности за тунеядство. Приведем пример. В 1963 году на излете оттепели молодой и талантливый советский поэт Иосиф Бродский был арестован, а затем приговорен к пяти годам ссылки с обязательным привлечением к труду по Указу Президиума Верховного Совета СССР “Об ответственности за тунеядство”. Почему так случилось? Да потому, что поэзия Бродского не вписывалась в рамки литературы социалистического реализма. Его стихи не публиковались, он перебивался случайными гонорарами за переводы зарубежных поэтов. Тунеядцу воздается должное, писали тогда газеты о процессе Бродского. Спустя много лет, уже живя в эмиграции в США, Иосиф Бродский стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы. И подобных примеров нарушения прав человека в СССР можно привести немало. Именно эти нарушения стали основанием для возникновения в 50-60-е годы правозащитного движения в нашей стране, иначе именуемого диссидентским. Официальные власти запрещали целые направления в художественной литературе, изобразительном искусстве, науке, принуждая тем самым ученых, деятелей культуры либо “творить в стол”, либо выполнять “социальный заказ”, идя на конфликт со своей совестью.
Только сейчас, в наши дни свобода деятельности и свобода мысли стали в России конституционными принципами. Однако говорить о том, что эти принципы полностью воплощены в жизнь, пока преждевременно. Должна сложиться целая система отношений в самом обществе, в государстве, пока эти принципы прочно войдут в нашу повседневную жизнь и шагнут далее статей Конституции. Пока же налицо расхождения записанного в Конституции и законах РФ с реальностью. К примеру, в статье 27 Гражданского кодекса РФ отмечено – граждане имеют право избирать место жительства. Но старый режим регистрации проживания не изменился. По-прежнему наличествует регистрация приезжих, и отменить ее не представляется возможным. Например, в Москве. В существующих условиях, когда идет поток беженцев, вынужденных переселенцев из “горячих точек”, районов высокой хронической безработицы, растет криминализация общества, отмена регистрации в таком мегаполисе, как Москва, может привести к полной неуправляемости и хаосу. Поэтому сегодня мы можем говорить лишь о тенденциях в развитии прав человека, о стремлении властей обеспечить российским гражданам свободу передвижения, деятельности, места и рода занятий. В условиях экономического спада человек зачастую вынужден заниматься не тем, чем он хочет, а тем, куда смог устроиться, где найти работу.
Безусловно, нельзя отмечать только плохое. Есть и существенные достижения в развитии гражданских прав в России за последние трудные годы реформ. Введен свободный выезд из страны за рубеж и въезд обратно. Каждый гражданина, обратившись в ОВИР по месту жительства может получить общегражданский заграничный паспорт. Создаются также условия для развития свободного предпринимательства. Миллионы и миллионы людей заняты сегодня в негосударственной сфере – пробудилась предпринимательская жилка, инициатива. Значительные шаги сделаны обществом в развитии свободы слова, творчества, свободы совести.

Права собственности
К третьей подгруппе “азбучных” гражданских прав относится право человека на обладание частной собственностью. Именно она является базой для свободы предпринимательской деятельности, самостоятельной позиции в жизни – фундаментом всех остальных прав. Если мы представим себе знакомую геометрическую фигуру – пирамиду, то в основании этой пирамиды – правового статуса гражданина – и будет располагаться право на собственность и ее защиту законом.
По мнению многих мыслителей, наличие собственности, охраняемой государством способствует формированию у человека целого ряда качеств – инициативы, отсутствия боязни принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность, любить труд и уважать людей труда, иметь к труду реальный стимул. Независимый собственник, как никто другой заинтересован в сохранении стабильности общества, он законопослушен, лоялен по отношению к власти. Он будет охотно подчиняться ее решениям, если осознает, что эта власть стоит на страже его интересов. Можно сказать, что именно на этой основе и может сложиться подлинная гармония интереса частного и общественного, государственного. Но традиции собственности, как мы знаем, везде разные. В “чистом и неразбавленном” виде частная собственность сформировалась только на Западе, в западноевропейской культуре. В странах Востока, как и в России, более укоренились коллективные и государственные формы собственности. В дореволюционной России значительная часть земель находилась в казенном владении, в деревне господствовала община с ее системой жеребьевки наделов и перераспределения земли.
Традиции частного землевладения были распространены только в помещичьей среде. Но наличие дешевого труда, отсутствие интереса к хозяйственной деятельности у многих российских дворян-помещиков значительно снижали эффективность использования земли. У крестьянства частная собственность на землю стала укореняться только с 1906 года – года начала столыпинских реформ.
С распадом старой России и приходом к власти большевиков постепенно формируется единственная форма собственности – бюрократическая, огосударствленная. Незначительными отличиями обладала собственность колхозно-кооперативная (колхозы не были собственниками земли – она вся считалась объектом исключительно государственной собственности, им принадлежал только хозяйственный инвентарь, постройки, скот).
В современной России частная форма собственности конституционно закреплена и ее защита установлена наряду с государственной и общественной. Возник и получил легальное развитие с 1992 года весьма значительный негосударственный сектор – частные фирмы, акционерные общества, предприятия со смешанным – государственно-частным капиталом. Однако до сих пор не решен главный вопрос – о частной собственности на землю. Кроме дачных участков, право частной собственности на землю не распространяется. Вопрос этот, бесспорно, сложен, от него зависит дальнейшая судьба страны. Есть существенные аргументы и “за” и “против” такого решения. Очевидно одно – в чьи попало руки без разбора земля попадать не может. Даже в случае создания в стране рынка земли нужно очень серьезно регламентировать условия ее приобретения. Покупатель должен иметь устойчивые навыки работы на земле, специальное сельскохозяйственное образование, четкую программу того, каким образом он собирается использовать купленную землю. В существующих же на сегодняшний день условиях подавляющая масса крестьянства просто-напросто не имеет средств для приобретения земли, а те, у кого средства есть, не обладают, как правило, навыками организации и ведения сельского хозяйства. Отмечая эти проблемы и сложности, заметим все же, что без разрешения вопроса о частном землевладении право собственности в России будет урезанным, ограниченным.
Не будем забывать и о том, что собственность налагает значительные обязательства на ее владельца. Необходима культура владения и распоряжения ею, культура самого собственника. Пока же мы можем наблюдать весьма неблаговидную картину поведения так называемых новых русских – обладателей крупной собственности. Их образ жизни во многом подобен пресловутому афоризму мадам де Помпадур – фаворитки французского короля Людовика ХV: “После нас – хоть потоп”.
Многое в продвижении России к цивилизованным отношениям, культуре собственности связано с развитием “малого предпринимательства” – той живой, динамичной среды, в которой способны действовать не только “акулы бизнеса”, но миллионы и миллионы мелких и средних собственников – владельцев парикмахерских, кафе, ремонтных мастерских, магазинов, семейных детских садов, пекарен, врачебных кабинетов и адвокатских контор. Именно их права, защита этих прав со стороны государства способны создать поистине высокую культуру собственности и стабильное процветающее общество.
Четвертая подгруппа прав включает в себя равенство всех перед законом и право каждого искать защиту в суде. Виновным человек может быть признан не иначе как по приговору суда. Каждый имеет право на пересмотр своего дела в вышестоящей судебной инстанции. Никто не несет наказания дважды за одно и то же преступление. Силу имеют доказательства, полученные только законным путем, если у вас был произведен несанкционированный обыск и при этом изъяты улики – суд их во внимание не примет. Каждый имеет право на защиту и квалифицированную юридическую помощь, право не свидетельствовать против себя. Благодаря многочисленным голливудским фильмам мы знаем о том, что Верховный суд США принял специальную поправку, согласно которой полиция обязана перед допросом арестованного предупредить его о том, что он вправе не отвечать на поставленные вопросы и что каждое его слово может быть использовано против него. Если же данная процедура не была соблюдена, суд может отклонить обвинение.
Таково в целом первое поколение гражданских прав. Безусловно, они не гарантируют счастье и благоденствие всех людей без изъятия. Люди разные, у них разные способности, разные стартовые возможности, имущественное положение. Первое поколение гражданских прав определило только рамки демократии.

Андрей ИОФФЕ,
Ольга КИШЕНКОВА,
кандидаты исторических наук

Окончание следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте