На встрече с ректором Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова Анатолием Николаевым, который в Якутске принимал делегацию жюри конкурсов «Серебряный пеликан» и «Крылья педагогики», было высказано много интересных мнений, идей и предложений. Но лично мне особо запомнились слова доктора педагогических наук Андрея Иоффе. Он провел очень интересную параллель между подготовкой в стенах СВФУ будущих учителей и огранкой алмазов. «Мало найти драгоценный кристалл, надо еще и огранить его, превратив в бриллиант!» – отметил Андрей Наумович.
Я вообще люблю подобные аналогии. Потому что они не только помогают выстраивать межпредметные мостики и устанавливать связи между самыми разными областями знаний, но и затрагивают философские материи, прорастают в глубины контекстов.
Итак, допустим, что выпускник вуза, способный и, главное, готовый пойти работать в школу, чтобы приносить пользу стране и радость людям, – это действительно бриллиант. Не страз, который есть лишь имитация драгоценного камня, выполненная из стекла. И не кристалл Сваровски, который тоже не более чем искусно ограненная стекляшка или железка. И не фианит – искусственный алмаз на основе оксида циркония. У алмаза ведь и твердость по шкале Мооса максимальная – 10, и свет в нем играет, заставляя сверкать и искриться.
Но кто сказал, что в педвузах и университетах учатся только алмазы, а не что-либо еще? Это ж мы только хотим, чтобы в школах работали сплошь бриллианты, а каково оно на самом деле? Опять же, а действительно ли надо все школы комплектовать бриллиантами? Может, на всю организацию достаточно одного, максимум двух, а остальное вполне можно отдать на откуп другим кристаллам?
Он же твердый, алмаз-то. И способен поцарапать все остальные минералы, если его заденут. Но он одновременно еще и довольно хрупкий. Поэтому выдерживает огромное статическое давление, но может разлететься на осколки, если по нему сильно ударить молотком. Такова его природа. Не такие ли они, бриллианты из педагогической среды?
Идем дальше. Огранка тоже бывает разной – круглой, овальной, в виде сердца, груши, багета, огранка «маркиз», «принцесса», «радиант»… Есть огранка Толковского, признанная самой удачной и распространенной. Но ведь неудачная огранка может все испортить, камень потускнет, поблекнет, станет похожим на обычное стекло, пусть и очень твердое. В то же время это самое стекло, умело ограненное, может выглядеть как драгоценный камень, особенно если его поместить в дорогую оправу. Не улавливаете аналогии?
По поводу оправы – именно она превращает драгоценный камень в ювелирное изделие, которое можно носить на пальце, шее, груди или кое-где еще. А мастерство ювелира заключается в том, чтобы сделать оправу либо стандартной, произведенной на потоке, абсолютно такой же, как и тысячи других, либо уникальной, штучной, авторской, благодаря чему стоимость всего изделия вырастет многократно. Что в нашем случае может стать прообразом оправы и ювелира? Ведь в одну и ту же оправу можно вставлять разные камни…
Кстати, что касается камней, то их ведь надо сначала найти. Драгоценности же на дороге не валяются, а те, что валялись, давно уже прибрали к рукам. Значит, нужна точная информация о геологических разработках, карьерах, копях, кимберлитовых трубках. И все новые и новые экспедиции для поиска месторождений. Есть, правда, люди, которые заявляют, что абсолютно каждый человек по своей природе неограненный кристалл, а задача педагога – понять, во-первых, что это за камень (изумруд, сапфир, аметист или кварц, цинковая обманка, полевой шпат), во-вторых, показать человеку перспективы развития, исходя из его природы, а в-третьих, подсказать, какую огранку ему лучше обрести, чтобы смотрелось максимально красиво и/или было наиболее функционально. Самому учителю даже не обязательно быть ювелиром, этим будут заниматься другие люди позже, но должен понимать суть вещей и природу камней.
Однако здесь мы возвращаемся к тому, что любой минерал при желании можно привести в оптимальную форму, оправить в серебро, золото и платину, наделить нарицательной стоимостью. И будьте уверены, люди оторвут его с руками, будут любоваться, гордиться и передавать по наследству как реликвию. Вопрос: устраивает ли вас ситуация, когда в ювелирном магазине вам предложат тысячи украшений с тальком, гипсом, кальцитом, апатитом, ортоклазом, флюоритом и другими камнями, претендующими на право стоять рядом с алмазом в шкале Мооса? Или вам все-таки интереснее приобрести алмаз в виде бриллианта и в дорогой оправе? Улавливаете подтекст?..
Алмаз, кстати, обладает довольно интересной особенностью: он очень охотно прилипает к поверхности, покрытой жиром. Именно так его и «отлавливали» на приисках, а кое-где в Южной Африке «ловят» и до сих пор. Логично задать вопрос: коль скоро учителя – это алмазы-бриллианты, то что же в данном случае жир?
А еще не грех напомнить о том, что алмаз – это «всего лишь» аллотропная модификация углерода, такая же, как графит в наших карандашах и аморфный углерод в дымовых трубах. При нагревании в присутствии кислорода алмаз может просто сгореть, превратившись в углекислый газ. Как вы думаете, что в системе образования является вот этим испепеляющим пламенем и кто они, ближайшие аллотропные «братья» алмаза по профессии и по жизни?
Зато тот же углерод при желании можно превратить в алмаз. Для этого достаточно создать давление в 120 тысяч атмосфер и обеспечить температуру в 1800 °С. В природе это происходило естественным образом, благодаря чему, собственно, кимберлитовые трубки и появились. В искусственных условиях приходится сильно напрягаться, создавать огромные установки, тратить колоссальные количества энергии. Впрочем, любой учитель скажет, что, если привлечь лучших педагогов, использовать самые современные подходы и новейшую инфраструктуру, можно из любого ученика сделать отличника. Ну или почти из любого. Вопрос: готовы ли мы на это «в промышленных масштабах» или все-таки пока у нас каждый искусственный специалист, пардон, алмаз – товар штучный и очень дорогой?
Наконец, не грех вспомнить и про экономику. Помимо затрат, связанных с поиском, добычей, транспортировкой, обработкой самих камней, созданием пресловутой оправы и красивой упаковки, конечный продукт надо, как вы догадываетесь… продать. То есть найти покупателя, который готов будет заплатить столько, сколько это все стоит. Иначе перстень, серьги или кулон, украшенные шикарными бриллиантами, будут лежать на полке ювелирного магазина, а люди смогут только восторженно цокать языком, восхищенно вздыхать… и уходить, разведя руками, потому что «это для нас слишком дорого». Но ведь дешевле-то и нельзя! Или все-таки можно? Или для снижения цены имеет смысл заменить алмаз чем-то другим, менее блистательным и несокрушимым, но более дешевым и доступным?
…Очень жаль, что колоссальные объемы необработанных алмазов наша страна поставляет за рубеж, в ту же Бельгию, где компания «Де Бирс» превращает каждый камень в драгоценность и перепродает ее в третьи страны (а порой и нам же) по куда более высокой цене. Хотя мы ведь и сами могли бы этим заниматься. Но почему-то отдали этот бизнес иностранным дядям. А еще обидно, когда наши драгоценности, которые вполне можно считать национальным достоянием, просто уезжают за рубеж и остаются там навсегда.
Да, напоследок еще один штрих. А с чего вы взяли, что речь непременно должна идти именно об украшении? В конце концов, алмаз можно использовать и в других целях. Например, для изготовления резцов, сверл, абразивных кругов, в часовой и ядерной промышленности, квантовых компьютерах и полупроводниках. И так далее, и тому подобное.
Впрочем, как говорили братья Стругацкие, это уже совсем другая история. И другие аналогии.
Комментарии