search
main
0

От алхимии до научно-технической революции

Об интеграции основного и дополнительного образования как инструмента повышения качества обучения

Безусловно, самая чудесная вещь в мире – эрудиция в сочетании с вдохновением. О, страсть к научному изучению и радость открытия!

Ванда Ландовска

 

Одним из ключевых аспектов успешной работы современной школы является междисциплинарное обучение. Структура образовательной системы дает педагогу широкие возможности для творчества: обязательные предметы учебного плана могут интегрироваться с внеурочной деятельностью и курсами дополнительного образования.

Синергично соединяясь, иногда тесно переплетаясь, а порой расходясь по разным берегам, неодинаковые предметные области позволяют ребенку увидеть многоликий мир изнутри, сформировать новое понимание привычных явлений и, что самое главное, развить положительную мотивацию и способность к обучению через всю жизнь, привести к успеху в профессиональной и повседневной жизни. От алхимии до научно-технической революции, с Темных веков до новейшего времени связь между различными областями знания незримо сопровождает человечество на пути к новым вершинам. Истории известны личности, которые были прославлены в музыкальном мире и химических открытиях (русский композитор, химик и медик А.П.Бородин), добились успеха в искусстве, филологии и естественных науках (чешский химик, композитор, лингвист Э.Воточек, интерес к языкознанию и увлечение музыкой которого позволили создать музыкальный словарь иностранных выражений и фраз, а также многоязычные научные словари). Очень надеемся, что, познав многоликость мира через междисциплинарное обучение, в ряду этих выдающихся ученых встанут и ученики нашей школы!

Цель настоящей статьи состоит в раскрытии значимости междисциплинарного подхода через интеграцию основного и дополнительного образования и/или вне­урочной деятельности в современном процессе обучения на примере междисциплинарного проекта. Методологическую основу данной интеграции составляют следующие ключевые идеи:
– организация деятельности, направленной на осмысление учениками своих действий;
– системный подход, предполагающий формирование целостной личности;
– рассмотрение человека в качестве субъекта, проектирующего свое будущее.

Практическое воплощение данных идей можно продемонстрировать на примере междисциплинарного проекта «Стихия света», объединившего естественные науки и музыку. Ученикам 6‑х классов предлагалось проиллюстрировать симфоническое произведение А.Н.Скрябина «Прометей» («Поэма огня»), используя законы светомузыки и зрелищные химические превращения или физические явления, сопровождающиеся световыми эффектами. На уроках музыки в рамках основного общего образования дети изучают, что каждый воспроизводимый на музыкальном инструменте звук имеет свой оттенок. Тогда музыка обретает совершенно новое измерение: она становится звеном, выступающим в связке с архитектурными формами, цветовой гаммой, игрой света. Теперь музыка не только слушается, но и наблюдается. Тайны искусства, открытые на уроках музыки, совсем с иной точки зрения всплывают на занятиях в рамках внеурочных курсов и дополнительных программ естественно-научной направленности «Ступени познания», или Sciences. Естественные науки побуждают ребят задуматься: а может ли свет влиять на звуковое восприятие человека? Можно ли проиллюстрировать музыкальное произведение, не обращаясь к кисти и холсту? Есть ли в том последствия для природы и каковы они, если позволить наблюдать музыку, прибегнув к энергии химических реакций и физических явлений?.. В возникающих вопросах находят практическую реализацию четыре столпа междисциплинарного обучения:
1. Опора на предметно-специ­фичные знания и формирование нового понимания. В самом начале работы над проектом ученикам предлагалось проанализировать высказывание Александра Скрябина: «Мне нужен был свет в музыке, мне нужна была лучезарная гармония, которая бы отображала идею света». Свет как категория нашел свое отражение на уроках музыки и прошел сквозь призму естественных наук. Оказывается, свет улучшает восприятие звука! А любой ли свет? И любого ли звука? Через эту контекстную деятельность ребенок осмысляет свои действия, а изученное приобретает личностную значимость.

2. Воплощение идеи синтеза дисциплин из разных предметных областей. Неожиданным оказалось для ребят объединение музыки и естественных наук. Но в этом и заключаются системный подход и формирование понимания, что все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено, что нет независимых частей в едином организме. Умение извлекать свет из вещества позволяет проиллюстрировать музыку и усилить восприятие музыкального произведения. Через формирование умения видеть явления во взаимосвязи формируется целостная личность.

3. Ясная цель интеграции. Сквозь размышления о границах процесса воспитания напрашивается вывод, что основной целью педагога является создание таких условий, которые способны перевести воспитание в самовоспитание, образование – в самообразование, развитие – в саморазвитие. И здесь на сцене появляется важнейшее понятие – мотивация как динамический процесс формирования мотивов, который происходит при наличии стимула, интереса и становится побудительной силой дальнейшего развития личности. Процесс интеграции дисциплин происходит ради формирования положительной мотивации, поскольку здесь всегда подразумеваются открытие и учет индивидуальных особенностей личности.

4. Создание особой образовательной среды. Объединение основной и дополнительной программ позволило ребенку изучить сложные явления (восприятие симфонической поэмы) через собственный опыт (исследование эстетического эффекта одновременного восприятия цвета, света и звука; создание иллюстраций к музыкальному произведению при помощи физических и химических явлений), через понимание, что знания, полученные в школе, не оторваны от действительности, а стоят на службе ей.

Образовательная среда, формирующая мотивацию, включает в себя осознание учеником собственного открытия, а он открывает для себя новые возможности иллюстрации музыки при помощи разных явлений и превращений и тем самым управляет процессом восприятия сложного музыкального произведения. Продуктом междисциплинарного проекта стали иллюстрации к музыкальной поэме «Прометей», форму которой ребята выбрали сами: были представлены фотографии, видеофайлы, картины… Общей здесь явилась идея света как продукта физических явлений или химических реакций. Налицо воплощение идей дифференциации: очень важно было создать каждому ребенку ситуацию успеха, найти сильные стороны, предоставить возможность выбора. В этом существенную помощь оказало критериальное оценивание, которое исключает сравнение ребят друг с другом, а отражает только личный прогресс. Оценивались отзыв о прослушанном музыкальном произведении, умение планировать методику эксперимента и безопасно его осуществлять, а также умение синтезировать знания из музыки и естественных наук для демонстрации своих открытий, умение передавать полученные данные и рефлексировать о возможностях и лимитах междисциплинарного обучения.

Наконец, на уровне, когда шестиклассники начали задавать свои собственные вопросы, предлагать новые идеи исследования и воплощать их в жизнь, выбирать продукт, мы уже увидели успех междисциплинарного обучения. А на этапе рефлексии ребятам было предложено расширить направления своего исследования и обозначить пути дальнейшей работы – выступить в роли субъекта, проектирующего свое будущее. Уверены, что на ступени защиты проектов учениками нашей школы мы услышим много интересного!

Таким образом, через интеграцию основных и дополнительных программ и/или внеурочной деятельности формируется баланс, где новые форматы обучения и воспитания вступают в гармоничные отношения, содействуют одно другому и дают результаты, которые невозможно недооценить: повышается качество обучения, что подтверждают результаты как предметных, так и метапредметных диагностик. Все больше учеников становятся лидерами олимпиадного движения, сокращается разрыв между школьными знаниями и требованиями вузов. Не это ли позволило человеку «сойти с пути» философского камня и шагнуть на порог научно-технической революции?..

Михаил БЛЫЩИК, учитель музыки, музыкальный руководитель и актер театра школы №1589;
Екатерина ЗЕНЯ, учитель химии, координатор международных классов, руководитель кафедры естественно-научных дисциплин школы №1589, кандидат фармацевтических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте