search
main
0

От Адама до Адама,

или Для чего люди существуют

– Отец Владимир, для чего люди-то существуют?

– Помните, еще до появления первых людей треть ангелов отпали от Бога? Следовало восполнить недостающую во Вселенной благодать…

– Получается, что человек по Божьему замыслу – сама “благодать”. Но разве человек так уж хорош?

– Первозданный Адам и Адам после грехопадения – две совершенно разные сущности. Теперь все знают, что человек создавался по образу и подобию Божию. Но что стоит за этими словами? Св. Макарий Великий пишет, что душу людей Бог сотворил легкокрылой, способной приходить и уходить в одно мгновение, чтобы она могла соделаться сообщницей Его, чтобы Ему и ей быть с Ним – единый дух. Ни в животных или рыбах, у которых тоже есть душа, устроил Господь жилище себе – в человеке. Вот и получается, что человек был создан ради единства с Богом.

Создавая, например, семью, человек нестерпимо хочет иметь рядом с собой того, кто будет любить его и кого станет любить он сам. Он увеличивает благодать своей жизни за счет того, что сливается душой и духом со своим избранником. А потом и со своими детьми, если он правильно их воспитывает… Нам известно, что состояние Адама в Боге, то есть в земном раю, дало ему необыкновенную полноту жизни, и эта полнота несравнима с полнотой жизни даже самого счастливого человека сегодня.

– Что же было столь благодатного в первозданном Адаме?

– Да все. Собственно, “веры” в Господа у Адама не было. Потому что он созерцал Его, видел, слышал, беседовал с Ним, получал от Него знания. У Адама не было необходимости и размышлять о том, есть Бог или нет Его. И это само по себе отличало ум Адама и всю его природу от нашей. Человек не дискутировал, не сомневался – он блаженствовал! А блаженствовал Адам от всезнания, которое давало ему созерцание Бога. Страдания не существовало! Зато сила Логоса Христа была у него так велика, что она буквально носила Адама на невидимых крыльях не только над Землей, но и в звездных сферах.

Первый человек обладал и другими “сверхъестественными” способностями, которые были вполне естественны для его безгрешной, тонкой природы: ясновидением и дальновидением духа. Это значит, что он не раздумывал о вещах и идеях, как мы, а сразу проникал в самую их суть.

Первый человек не был и рабом своих страстей – не “питался землей”, то есть не тратил попусту свои духовные и душевные силы и поэтому не болел и не умирал.

Именно он и был, что называется, “гармоничным”.

– И вот православная педагогика, если я правильно понимаю вас, хотела бы вернуть человека в это гармоничное состояние первозданного Адама?

– Вернуть невозможно, не стоит и обольщаться. Ведь грехопадение стало настоящей катастрофой для первого человека, всей его природы… Приблизиться к тому состоянию смогли только святые Церкви. В силу того, что им удавалось обрести безгреховную природу и …созерцать Бога. Ну а цель жизни православных христиан сегодня – это лишь стремление к святости…

– Но почему не удалось вылепить гармоничного человека светской педагогике? В чем, на ваш взгляд, ее слабость?

– Прежде всего в том, думаю, что светский педагог не осознает всей глубины падения первого человека. Хотя грехопадение Адама и Евы – события давние, человек до сих пор несет на себе тяжесть первородного греха. И это не символы, не слова. Надо лишь разобраться в том, что же тогда в раю произошло.

Адам ослушался Бога? Но что это значит? Прежде Бог стоял в центре его бытия, теперь же Адам сам захотел стать как “бози”. Ева поднесла ему плоды дерева познания добра и зла, к которому Господь не велел им прикасаться. Таким вот образом, взамен Бога, в центр человеческого бытия и переместилось познание.

– Что же, познание – это плохо?

– Нет, хорошо. Если оно, как прежде, идет от Бога. Но и по сей день Господь стоит для многих людей на заднем плане их жизни. А именно это оттеснение Его, как ни странно сие слышать современному учителю-атеисту, оккультисту, буддисту, рериховцу и прочее-прочее, явилось первыми толчками страшного потрясения всей человеческой природы.

Господь напрасно ожидал от Адама и Евы раскаяния. Убоявшись Его наказания, первые люди стали прятаться в кустах, вместо того чтобы покаяться в ослушании. И свет Божеской славы, дотоле окутывавший человека, с них спал. Тогда Адам и Ева увидели свою наготу, мрак, их впервые потряс страх перед Богом. Адам кивал на Еву, что она виновата, Ева на змия… И вот этот первый грех трусливого самооправдания человека любой ценой и привел к смещению всех сил тримирии человека, к разрушению человеческой личности.

Человек тотчас потерял сверхчувственное знание, померкли его духовные очи, и сегодня он видит лишь материальный мир, порой и не ведая о том, что этот мир лишь жалкий островок в океане мира невидимого.

Теперь уже не от Бога познает он, а на горьком личном опыте. В результате ум человека, прежде единый, цельный, простой (простота – атрибут Божественного), стал множественным, сомневающимся, рассеянным. Человек ведь сегодня постоянно дискутирует. И сам с собой, и с близкими, и с обществом. Почитайте газеты, посмотрите телевизор! Сегодня никто ни в чем до конца не уверен! Ни политики, ни педагоги…

Да и тело человека после грехопадения стало тяжелым, смертным. Но что очень важно отметить, в человеческое существо вошли темные силы, образуя как бы душу в душе его.

С этими темными отметинами человек уже появляется на свет. Меж тем наши воспитатели уже лет восемьдесят, как минимум с толстовских времен, утверждают, что новорожденный – гармоничное существо, “чистый лист” – пиши на нем, что хочется, были бы только хорошими учитель и методики.

Мы же утверждаем, что человек не может не грешить. Причина уже в том, что эти недобрые духовные сущности в человеке закрывают собой энергетические центры в его теле и стараются не допускать в него Божественную благодать. Так что у некрещеного очень мало естественных, природных сил бороться со своими пороками. Да и желания порой нет!.. Интеллигенции вообще свойственно отрицать необходимость посещения церковных служб, исповеди, причащения. Аргумент таков – человек сам по себе храм Божий. Носи только Бога в своем сердце… Но это весьма уязвимая позиция. Только молитва, причащение и аскеза нейтрализуют действие отравляющих человека темных духовных сущностей. А следовательно, светская педагогика может лишь по большей части теоретизировать. На практике она не сделала пока никого ни святым, ни безгреховным. Разве не так?

– Отец Владимир, но вы же не будете отрицать, что многие атеисты – трудолюбивые, честные и бескорыстные люди?

– Замечательные качества. Но достаточно ли их, чтобы считать себя личностями безгреховными? Св. Иоанн Кронштадтский говорил, что способность человека видеть ВСЕ свои грехи – дар Божий! Но более того… Русский богослов Позов, которого я считаю своим учителем (он умер не так давно в Германии), писал в своих трудах, что процесс эксцентризма (это когда в центр человеческого бытия ставится не Бог, а познание, искусство, наука, космос, люди, гуманизм – все, что угодно) рано или поздно приводит человека к Люциферу.

– Я думаю, что доказать это вам будет непросто.

– Давайте рассуждать. Но для начала нам надо рассмотреть саму тримирию человеческой личности.

Дух… Если он не дремлет, он всегда обращен в человеке к Богу. Перед духом стоит задача – подчинить себе душу и тело, одухотворить их. Зачем? Дух задает человеческим силам правильный вектор движения, развития.

Но если дух в человеке молчит, душа незримо занимает его место. Это очень часто происходит и с так называемыми “хорошими людьми”. Человек начинает жить страстями и ради страстей: то он в истерике, то в гневе, любовь его похотлива, не возвышенна, радость способна свести с ума…

Но а если заглянуть глубже?

Дух тоже имеет свою триаду: ум, волю, силу. Именно духовным умом, а не душой, человек определяет, что такое добро и зло. Эти процессы протекают не в мозгу, а в сверхсознании. Духовный ум упражнениями для мозга не развить. А в школе обычно задаются целью развивать именно мозг ребенка.

– Но как можно развить ум духовный? Многие ведь нравственные оценки в обществе постоянно меняются с плюса на минус и наоборот…

– Восхождение духовного ума начинается в личности с освобождения ее от стремления к гедонизму, рассеянности, пустой мечтательности. Духовный ум должен войти в сердце человека, тогда он становится “большим умом”, господином всей тримирии. По словам святого Никодима Агиорита, духовный ум освобождается от власти чувств и даже подчиняет их себе, когда человек перестает устремляться всем своим существом к телесным, чувственным наслаждениям. Некое отрешение от предметов внешнего мира возвращает ум “к себе”, а потом через молитву и аскезу возвращает его и Богу.

– Действительно: наш ум всегда, кажется, готов оправдать наши устремления по принципу “Если чего-то очень хочется, то можно”.

– В этом случае сами человеческие желания – желательная часть души – определяют, что хорошо, а что плохо… Но так, разумеется, быть не должно… Далее… Мало знать “правду Божию”, заповеди Ветхого и Нового Заветов. Надо еще уметь им следовать. За это и отвечает в человеке воля духа.

– А что же тогда “сила духа”? Было время, когда в атеистической советской литературе этому понятию уделялось довольно много внимания.

– Для того чтобы понять, что значат слова “сила духа” в православии, надо посмотреть, какую роль играла она в сотворении Вселенной. В Библии сказано, что Бог творил огонь, землю, воду из ничего, снабжая их своей силой, энергией. Таким образом, материи предшествовала духовная сила. Она – первооснова всего, находится в каждой клетке, атоме, монаде и исходит от Бога. Именно благодаря этой силе все в природе обретает причинно-следственную связь. Эта же сила лежит в основе человеческой силы духа. Она сама по себе разумна, и поэтому мы ходим, едим, работаем, не раздумывая над биологическим процессом этой деятельности. Вот и апостол Павел пишет, что Бог действует в нас силою своей. Верующие получают эту силу в таинствах церковных. Без питания этой силой человек слабеет и умирает.

– Значит, сила духа – это не абстракция?

– Нет, ее можно даже увидеть. Йоги в процессе медитации выходят в астральные поля и могут созерцать сияющую духовную силу материи. Выше этого подняться они не в состоянии. И принимают эту силу за само безличностное Божество. И только христианским святым удавалось подняться выше этих астральных областей, туда, где в нематериальном мире пребывают Господь, Богородица, ангелы, все святые…

Опасность безрелигиозной медитации, то есть такой, где нет места встречи с Богом, в том, что в этих астральных областях обитают и бесы. Именно к ним и подключаются медитирующие оккультисты.

– Итак, если человек четко представляет себе, какие силы, или способности, духа в нем действуют, не смешивает их, дает каждой силе равномерную нагрузку…

– … он тренирует свой дух, занимаясь так называемым “внутренним деланием”, по выражению святых. Иначе – преображением своего духа.

– Самовоспитанием?

– Если понимать упрощенно. Знаете, беда в том, что современные педагоги, в том числе западные, путают и смешивают эти силы. И в результате редко когда могут остановить в ученике разрушительные процессы. И то, что сейчас много детей с комплексами, а то и с “сумасшедшинкой”, объясняется христианской антропологией тем, что тримирия духа детей практически не получает необходимой для его здорового функционирования нагрузки.

– А что вообще сообщает телу жизнь? Дух? Душа?..

– Душа. Но душа – это порождение духа при его вхождении в материю тела. В книге “Душа человеческая” св. Иоанн Дамаскин говорит, что душа – сущность живая. Она занимает все пространство тела. В отличие от духа, который есть сущность бесформенная. И что интересно, душа разумна. У души ведь своя триада: ум, воля и чувство.

Душевный ум, в отличие от духовного, связан с мозгом и представляет собой компьютер. Он не может отличить добро от зла. Но может просчитывать варианты поступков человека.

В грешном человеке этот ум часто бросается в крайности и дает ему неправильную картину мира. Потому что тесно связан с чувствами, которые могут быть извращены. Ум может быть, например, слишком рационален, расчетлив. И это плохо, потому что такой ум склонен к бесцельной дискуссионности.

– Ну а каков идеальный душевный ум?

– Ум “очищенный”. Ибо душа только тогда и может впитывать в себя благодать Божью, когда ставит перед человеком конкретную задачу – следовать заповедям Господним. Это та самая практическая деятельность, с которой начинают все святые. Следовать заповедям.

– И душа действительно бессмертна?

– Да, но христианская антропология ввела термин “смерть души”. Она наступает, когда душа долго живет без Бога.

Но есть еще одна опасность, которая подстерегает ум неочищенный… На Западе есть фирмы, которые занимаются безрелигиозной медитацией в научных целях. Они усиливают интуицию изобретателей. Но интуиция – ум души неочищенной. Медитирующие, как я уже сказал, забираются в дебри астрала и там действительно способны получить научные знания. Но от Бога ли они?..

Ирина РЕПЬЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте