search
main
0

От А до Я – с музыкой. Сценарий урока для школьников младшего и среднего возраста

Цель программы: Приобщение детей к музыке посредством игровой деятельности.

Задачи:

Обучающие:

1. Знакомство с музыкальными терминами и понятиями.

2. Накопление и осмысление музыкальной информации.

3. Знакомство с классической музыкой для детей.

Развивающие:

1. Активизация и развитие творческого мышления через выполнение игровых заданий.

2. Развитие внимания и памяти.

Оборудование: стулья, фортепиано, демонстрационный стенд, магнитофон.

Дидактические материалы: ноты, карточки с буквами, набор детских музыкальных ритмических инструментов, комплект художественных иллюстраций.

Ведущий: Здравствуйте, ребята!

Мы не знаем, кто вы и как вас зовут, но твердо можем сказать, что вы любите музыку. Откуда мне это известно? Просто я еще в жизни не встречала человека, который не любил бы какую-нибудь музыку.

Мир музыки огромен, как белый свет. И мы с вами превратимся в путешественников, задумавших обойти весь мир музыки. Как при этом не заблудиться да и в каждый уголок заглянуть?

Нужно заранее определить маршрут путешествия. Пусть нас ведет по миру музыки алфавит.

Музыканты говорят по-музыкантски. Ничего удивительного, в каждом деле есть свои специальные слова. В медицине – медицинские, в технике – технические, в спорте – спортивные. Много ли музыкальных слов? Наверное, много. А вы музыкальные слова знаете? (Дети называют музыкальные слова.) Вот видите, сколько их! Так, путешествуя от слова к слову, мы побываем в разных уголках музыкального мира. Итак, в путь!!!

Может быть, вы назовете слова на букву «А»?

Дети: Ария, арфа, ансамбль…

Ведущий: Стоп! Вот загадочное слово на букву «А» – аккомпанемент. Что это такое?

Послушайте рассказ о том, как песня, к несчастью, потеряла голову, но, к счастью, благодаря аккомпанементу от этого не пострадала.

«В одном из больших залов шел эстрадный концерт. С микрофоном в руках певец пел веселую песню. В ней была история про встречу в поезде, который мчался на юг, к морю. Все с удовольствием слушали приятную мелодию, ловили слова и не очень-то замечали, что в это время делает оркестр. И вдруг на последнем куплете певец замолчал – с микрофоном что-то случилось. А оркестр продолжал играть свое. И так забавно, а главное, удивительно похоже изображал перестук колес по рельсам, что все заулыбались, и зал разразился аплодисментами. Так из-за несчастного случая песня «потеряла голову» – лишилась мелодии и слов. Но зато стало понятно, что и сопровождение заслуживает всяческого внимания».

Сопровождение – (с фр.) – аккомпанемент.

Послушайте известную песню Е.Крылатова «Крылатые качели». Что аккомпанирует?

Дети: Фортепиано.

Ведущий: Назовите музыкальные слова на букву «Б».

Дети: Баян, балалайка, балет…

Ведущий: Поговорим о балете. Что это такое? (Ответ – искусство танца).

Какие вы знаете балеты? (Ответы). Дата рождения балета 5 октября 1581 года. В этот день, около четырехсот лет назад, в Париже был впервые разыгран спектакль в танцах.

А теперь интересное задание:

I. Прыжки (на прямых, на согнутых ногах, на одной ноге, с поворотом…)

II. В движениях передать образ Бармалея, Дюймовочки, Золотой рыбки (под сопровождение музыки).

Вот вы и начали танцевать балет, то есть прыжками, поворотами, жестами передавали тот или иной образ.

«Г» (гамма, гавот, голоса…)

Представьте, что вы в лесу. Летом лес на все голоса звучит. Вот высоким голосом какая-то птица пропела, у другой птицы голос еще выше. А кто-то низким голосом ухнул. Удивительно приятный беспорядок в этой лесной разноголосице. Ну а в музыкальном мире голосов царит полный порядок. Музыкальные голоса по высоте различаются, и у каждого свое название.

Сопрано – высокий женский голос.

Альт – низкий женский голос.

Тенор – высокий мужской голос.

Бас – низкий мужской голос.

Интересно, что в старину, когда хоровое искусство было запрятано под церковные своды, роль высоких голосов поручали мальчикам. У мальчиков голоса сильнее. Высокие мальчишеские голоса называют дискант. Если бас – подножие, то дискант – вершина звучащей лестницы голосов.

Послушайте голос Р.Лоретти, 12-летнего итальянского мальчика, который гастролировал по России 30 лет назад и завоевал огромную популярность у российских слушателей – ваших бабушек и мам. Послушайте песню «Санта Лючия» в исполнении Р.Лоретти (аудиокассета).

Ведущий: Кто знает, как называется высокий мальчишеский голос? (Ответ – дискант.)

Ведущий: А теперь проверим, как вы запомнили названия музыкальных голосов. Отгадайте две загадки:

Я лежал и видел сон,

Вдруг куда-то делся он.

Я проснулся в пять часов

Из-за диких голосов.

Да-а-а, у кошек слишком рано

Прорезается… (сопрано).

(Дети отвечают.)

Пароход гудит, дымит,

Океан штормит, шумит,

Получается дуэт

(Заявляю как поэт).

Если скажет капитан

пару фраз –

Никаких сомнений нет – это…(бас).

Ведущий: Какие слова вы знаете на букву «Д»? Дети отвечают: динамика, джаз, дирижер…

Ведущий: Кто командует войском? (Командир)

А оркестром или хором? (Дирижер)

А палочка в руках дирижера вовсе не означает, что музыканты делают свое дело «из-под палки». Наоборот, они играют с большим удовольствием, от всего сердца.

Вот и мы попробуем себя в роли дирижеров.

Итак, «примерим» фрак дирижера.

Вызываются желающие дети. Каждому дается карточка с заданием – показать руками:

утверждающий жест («Да, это именно так!»);

отрицающий жест («Нет-нет, ни в коем случае!»);

величественный жест («Я повелеваю»);

отстраняющий жест («Уберите это»);

вопрошающий жест («Что это такое?»);

негодующий жест («Да что же это такое в самом деле!») и т.д.

Ведущий: Назовите известные вам слова на букву «К».

Дети: Клавиша, клавесин, классика, композитор…

Ведущий: Композитор – кто же это?

Дети: Тот, кто сочиняет музыку.

Ведущий: Интересно, а почему именно так, а не иначе. Оглянемся вокруг, посмотрим на названия профессий.

Летчик – тот, кто летает.

Учитель – тот, кто учит.

Писатель – кто пишет.

Режиссер – кто управляет.

Актер – кто исполняет.

Все справедливо. А вот о чем говорит слово «композитор»? (С лат. яз. – тот, кто составляет, соединяет, связывает.) Действительно, композитор искусно соединяет звуки, созвучия, голоса, инструменты, части произведения. А каких вы знаете композиторов? (Ответы).

Проводится «Игра в композиторов».

Желающим предлагается с помощью музыкальных инструментов – треугольника и металлической палочки – выразить свое настроение, используя звуки сосудов: «мне взгрустнулось», «я бодр и жизнерадостен», «мне в рот залетела смешинка».

Ведущий: Назовите слова на букву «М»!

Дети: Музыка, менуэт, марш, мажор, мелодия…

Ведущий: Что мы прежде всего видим, когда смотрим на человека? (Лицо).

Что мы прежде всего слышим, когда музыку слушаем? (Мелодию).

Можно сказать, что мелодия – лицо музыкального произведения. Вспоминая понравившееся музыкальное произведение, мы пытаемся напеть, насвистеть его мелодию.

Слово «мелодия» в переводе с др. греч. означает «петь песню». А теперь самое время поиграть в игру «Угадай мелодию». Педагог играет по 3-4 звука из популярных детских песен, дети отгадывают название песен.

Ведущий: Какие слова вы знаете на букву «О»?

Дети: Оркестр, октава, опера…

Ведущий: Как называется спектакль, в котором много прекрасных мелодий? (Опера).

Много веков назад, а именно на рубеже ХVI-ХVII вв., группа образованных людей в Италии решила создать спектакль по древнегреческому образцу. Задумали одно, а получилось другое, тоже по-своему замечательное дело – опера.

Опера объединяет все виды музыки, в опере музыка становится зрелищем. А все же, как правильно говорить: «Я слушал оперу» или «Я смотрел оперу»? (Дети отвечают).

Ведущий: Какие слова вы знаете на букву «Р»?

Дети: Регистр, романс, ритм…

Ведущий: Чтобы создать выразительную мелодию, недостаточно взять один за другим несколько звуков разной высоты. Их нужно организовать, соразмерить. Слово «ритм» и означает соразмерность. Звуки разной продолжительности чередуются, выстраиваются в определенный звуковой рисунок. По этому рисунку мы узнаем вальс, мазурку, марш.

Игра «Узнай жанр по ритму». Педагог играет песню, танец, марш. Дети отгадывают по ритму жанр пьесы.

Игра «Ритмическое эхо». Педагог прохлопывает ритм, а дети по очереди его повторяют.

«С» (сольфеджио, соната, симфония).

А теперь поговорим о жизни, или что такое симфония?

«Эх, молодежь, жизни не знает!» – говорят взрослые.

А попробуй-ка объясни, что такое жизнь. Что такое симфония, объяснить не легче. Симфония, как жизнь, серьезна, сложна и интересна. О жизни пишут романы: «Война и мир» Л.Толстого, «Приключения Тома Сойера» М.Твена. Симфония похожа на роман. В симфонии, как и в жизни, на первый взгляд все ужасно запутано. Множество мелодий появляется и исчезает, спорит и соглашается. В симфонии, как и в жизни, ничего не случается просто так, без причины. И слово «симфония» как раз про это. В переводе с греческого – это означает созвучие, согласованное звучание.

Композиторы, сочиняя симфонии, не перестают удивляться прекрасной разумности жизни.

Звучит фрагмент «Симфонии №40» В.А.Моцарта (начало).

Ведущий: Назовите слова на букву «Т».

Дети: Труба, тембр, танец…

Ведущий: Много веков подряд по миру ходят всевозможные танцы. Они азартно соперничают друг с другом за честь быть самым модным, популярным танцем на свете. Некоторые танцы купаются в лучах славы десятилетия и даже века – менуэт танцевали 300 лет, а вальс живет до сих пор.

Ведущий: Какие слова вы знаете на букву «Ф»?

Дети: Фуга, флейта, фортепиано…

Ведущий: Свое имя фортепиано получило от двух итальянских слов: «форте» и «пиано». По-русски следовало бы сказать «громко-тихо» или «тихогром». У фортепиано королевская родословная. В нем встретились три рода музыкальных инструментов: струнные, клавишные, ударные. Прямой предшественник фортепиано – благородный клавесин. Он царил в музыкальном мире в ХVII-ХVIII вв. А появилось фортепиано на свет в 1709 г., в мастерской итальянца Бартоломео Кристофори.

В исполнении педагогов или детей в четыре руки звучит пьеса.

«Много пятерок в портфеле» (муз. Шмитца).

Ведущий: Какие слова вы знаете на букву «Я»?

Дети: Яма оркестровая.

Ведущий: Это место, где в театре располагается оркестр. Дирижер зорко следит, что происходит на сцене. Оркестры бывают разные: духовой, симфонический, оркестр народных инструментов и др. А мы сейчас организуем шумовой оркестр.

Детям раздаются шумовые инструменты: палочки, бубны, маракасы и др.

В исполнении оркестра звучит «Полька» М.Глинки.

Ведущий: Ну вот наше путешествие и завершилось. Но мы все же объехать весь мир музыки не смогли, а познакомиться с ним поближе нам удалось. И для вас последнее испытание. Среди зрителей выбираются игроки – 5-6 человек. Проводится конкурс «Назови музыкальное слово». Побеждает тот, кто назовет больше музыкальных слов. Победители награждаются.

Людмила АБРАМОВА, педагог дополнительного образования, отдел музыкального творчества

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте