search
main
0

От «А» до «С» – огромная дистанция . Вузы России впервые в этом году перешли на госзадание

До нынешнего года контрольные цифры в вузах зависели не столько от объективных, сколько от субъективных причин. Положим, вузу выгодно набирать больше экономистов и юристов, чем специалистов в области геодезии или техники. С введением государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием ситуация начала меняться.

Досье «УГ»Министр образования России Владимир Филиппов, выполняя постановления Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 606 «О конкурсном порядке размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием» и от 4 октября 2002 года № 749 «О конкурсах среди аккредитованных образовательных учреждений высшего профессионального образования на выполнение государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием» объявил открытый конкурс среди аккредитованных образовательных учреждений на размещение государственного задания Минобразования РФ на 2003 год по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием. В следующем году работа в этом направлении продолжится.

Для решения технических и информационно-методических вопросов Минобразование РФ на базе Московской государственной академии приборостроения и информатики создало Центр по формированию и конкурсному размещению государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием. О его работе я решила узнать у директора центра Владимира КОНОВАЛОВА.

-До настоящего времени государство финансировало подготовку специалистов, перечисляя вузам бюджетные средства в объемах, соответствующих утвержденным контрольным цифрам приема. Технология формирования этих цифр зависела, как правило, от субъективных факторов: от того, как между собой договорятся министерства, ведомства, вузы, кураторы, ректоры, префекты, губернаторы. Часто в расчет принимались сиюминутные узкорегиональные потребности. Общая же идея госзадания заключается в том, чтобы попытаться понять, какие специалисты и в каких объемах нужны не вообще по всей стране, а конкретно каждому региону. На основании потребности регионов и определялось государственное задание в виде финансирования бюджетного конкурсного размещения этого задания. Так что предмет конкурса – те же контрольные цифры приема, но выигранные вузами на основании конкурса и потребности региона.

– А каков сам механизм конкурса?

– Для того чтобы определить способность вуза выполнить государственное задание, был разработан механизм оценивания эффективности работы вуза по каждой из укрупненной групп специальностей. Все специальности в системе высшего образования были разбиты на 28 групп. Конкурс проводился на основании информации, собираемой в базы данных Минобразования РФ по аккредитации и рейтингу, а также в статистические формы. На основании этой многоплановой информации и разработана система определения текущих конкурсных категорий для каждого вуза по укрупненной группе специальностей. В итоге всех обобщений появилась сводная таблица, в которой есть все вузы, участвующие в конкурсе. Каждый вуз по каждой укрупненной группе специальностей в рамках своего региона, где проводится конкурс, получил текущую конкурсную категорию – «А», «В» или «С». Согласитесь, в своем регионе вуз может иметь высшую категорию «А», а если сравнивать его с Москвой, то, возможно, он и до низшей «С» не дотянет. По процедуре проведения к нам не было ни одного серьезного нарекания ни от министерств, ни от ведомств, ни от вузов. Все, не согласные с присвоенной категорией, могли посмотреть свои данные в сводной таблице и, как правило, вынуждены были признать решение, принятое конкурсной комиссией. Система проведения конкурса вступила в силу на основании решения правительства от 25 августа 2001 года.

Кстати, все контрольные цифры приема по России были до конкурса распределены по семи округам в зависимости от прогнозируемой потребности, так что давление крупнейших столичных вузов на рядовые провинциальные было исключено. Выявление и прогнозирование потребности в тех или иных кадрах проводилось на уровне региона. Источники информации – субъекты Федерации, федеральные органы исполнительной власти и негосударственный сектор экономики. Госзадание определялось Правительством РФ на основании работы, выполненной Министерством образования, Министерством труда, Министерством экономического развития и торговли.

– Все ли вузы получили госзадания?

– Наш конкурс относится лишь к аккредитованным вузам.

– В нем могут участвовать только государственные вузы?

– Система госзадания относится ко всем вузам, однако в связи с положениями бюджетного кодекса финансирование негосударственных структур за счет государства невозможно, негосударственные вузы могли бы получить государственное задание лишь при наличии каких-то специальных федеральных целевых программ, утвержденных государством. Но пока таких программ не было. Могу добавить, что в этом году ни в одной из укрупненных групп не было такой ситуации, что государственного задания кому-то не хватило. Более того, ряд вузов по отдельным группам отказались от потенциального приема. Это произошло из-за перераспределения между специальностями. Кроме того, на основании конкурсного отбора не всем вузам дали то количество мест, которое они просили по юриспруденции, экономике и другим специальностям, так как они имели по этой группе специальностей категорию «С». В результате у Минобразования РФ остались нераспределенными около 4 тысяч мест.

Прежде всего это группа «030000» – гуманитарные науки, куда входит юриспруденция, и группа «080000» – экономика и управление. Проблема в том, что экономистов по специальностям «мировая экономика», перепроизводство, а экономистов по конкретным отраслям, по мнению многих работодателей, катастрофически не хватает.

Анализ потребностей региональных рынков показал, что в основном высшая школа готовит приблизительно столько же специалистов, сколько их нужно в соответствии с прогнозом. Так что проблема заключается не в переизбытке или нехватке специалистов, а в отсутствии достаточной четкости в связях между рынком труда и структурой высшего образования. В конечном итоге все выпускники находят себе какое-то применение, но зачастую не по специальности. К примеру, педагогические вузы на 40-60 процентов выпускают специалистов для других отраслей.

– Получается, даже госзадание не решает проблему структурного соответствия между рынком труда и выпускаемыми специалистами? Вообще возможен ли баланс между готовящимися специалистами и реальными трудовыми местами?

– Существует дисбаланс между структурой образования и рынком труда. Прийти же к структурному соответствию поможет механизм государственного задания, который напрямую связан с качеством обучения в вузе. В этом году конкурсная ситуация не была напряженной, от вузов не требовалось адаптироваться к структуре рынка труда, а номенклатура всех специальностей оставалась прежней. Нас теперь интересуют конкретные группы специальностей с конкретными докторами и кандидатами наук, научными направлениями. Вуз может быть великолепным, но по конкретной специальности не соответствовать современному уровню.

– И все-таки какие сегодня специальности наиболее востребованы?

– Говорить в общем нельзя. Есть рынок труда Вологды, Урала, Сибири, Москвы. Но могу сказать, что в сфере услуг потребность в специалистах в пять раз больше, чем мы выпускаем. Не хватает людей по специальности «технология продовольственных продуктов и потребительских товаров», а также в сельском хозяйстве. Работодатели считают, что этот рынок требует специалистов больше, чем выпускают вузы.

Необходимо также заниматься и профориентационной работой. Сегодня за нее прежде всего ответственны родители, ведь именно они направляют ребенка учиться в вуз, колледж или училище и лишнюю копейку зря не отдадут. Так что наши недоработки в прогнозировании по-своему частично компенсируются свободным рынком образовательных услуг, которые, как правило, заказывают родители. Наш анализ показал: в среднем запросы регионов несколько завышенные. Они на 10 процентов больше, чем мы готовим выпускников. Но, сравнивая потребность отраслей в специалистах с контрольными цифрами приема какого-то года, нельзя забывать, что, кроме бюджетных выпускников, у нас есть и внебюджетные. Их, кстати, не меньше. Госзадание дается лишь на бюджетных студентов. Потребность же общая. И тем не менее, несмотря на внебюджетный сектор, по данным рабочих комиссий, везде по России потребность выше, чем выпуск. Наверное, это не относится разве что к ракетно-космическому комплексу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте