Даже многие так называемые «продвинутые» пользователи компьютерных технологий не знают, что компьютер доступен как слабовидящему, так и полностью незрячему человеку. Бывая в специальных школах, в которых учатся такие дети, я с радостью наблюдаю, что и здесь появляются компьютеры с брайлевскими дисплеем и принтером. Вроде бы обычный монитор, но к клавиатуре присоединено особое устройство, строка, которую можно читать пальцами – знаменитое рельефное шеститочие, изобретенное почти два века назад французом Луи Брайлем. На этом выстроены алфавиты для слепых на всех языках мира. А брайлевский принтер распечатывает текст тем же самым рельефно-точечным шрифтом на специальной бумаге (теперь также для этого используют и особый тонкий пластик).
Когда преподаватель математики Липецкой специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната III-IV видов Елена Воронова рассказала и показала мне, как она использует на уроках мультимедийные компьютерные технологии, я поняла, что это интересно не только ее коллегам в аналогичных школах-интернатах, но и педагогам, чьи ученики имеют нормальное зрение.
Принцип наглядности – основное исходное положение дидактики. Это было сформулировано еще в трудах Коменского, а в дальнейшем развито Песталоцци, Ушинским и другими знаменитыми педагогами.
«Если нет соответствия деятельности, которую вызовет у учеников применение пособий, тем действиям, которые им необходимо выполнить для решения учебной задачи, использование наглядности не только нецелесообразно, но и вредно», – говорит Елена Евгеньевна.
Физкультминутка на ее уроке сопровождается появляющимися на экране забавными сказочными персонажами, которые двигаются вместе с учениками. Ребята, даже в старших классах, улыбаются, смеются. Когда урок продолжается, экран воспринимается ими уже как часть чего-то доброго, знакомого.
Уроки с мультимедийными презентациями позволили Елене Вороновой сделать целый ряд очень важных выводов.
Возможности ИКТ
С их помощью визуализируются невидимые объекты и явления, частицы, звук, абстрактные теоретические понятия, то есть создается определенный дидактический образ модели, которой всегда присущи три функции: изоморфно-отражательная, чувственно-визуальная и интегративно-абстрактная. Особенно ярко такое качество компьютерных технологий проявляется в гуманизации образования и воспитания детей с дефектами зрения.
Мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Однако необходимое программное обеспечение часто либо отсутствует, либо по тем или иным причинам не удовлетворяет учителя. В этих случаях незаменимым помощником может оказаться Power Point. Это приложение позволяет педагогу самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к уроку по любому предмету с минимальными временными затратами. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока и цели, которую ставит преподаватель.
Достоинства компьютерных презентаций
Главное – это, конечно же, осуществление полисенсорного восприятия материала. Зачастую отставание в развитии мышления и памяти у детей с нарушениями зрения связаны именно с обедненным, ограниченным зрительным восприятием внешнего мира. Использование слайдовых презентаций значительно обогащает представление детей об окружающем мире, способствует развитию познавательной деятельности.
Появляется возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде. Это особенно важно при таких глазных патологиях, как миопия различной степени, глаукома, гиперметропия, гиперметропический астигматизм.
Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы, значительно снижает объем зрительной нагрузки. Это имеет большое значение для детей с атрофией зрительного нерва, которым необходимо снижать информационную нагрузку на 40 процентов.
Усиление положительной эмоциональной подачи материала на основе мультимедийных технологий позволяет облегчить усвоение материала и снизить утомляемость учеников.
Помимо этого компьютерные презентации позволяют активизировать зрительные функции, глазомерные возможности ребенка. Для детей с патологией сетчатки очень важно использовать цветоконтрастные слайды (контрастность 90-100 процентов, цветонасыщенность – 0,8-1).
Слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для учеников: справочных листков, памяток и так далее.
Правила использования средств наглядности
Необоснованное, произвольное и избыточное применение мультимедийных презентаций как средств наглядности на занятии может дать и отрицательный эффект. Поэтому существует ряд условий, которые необходимо соблюдать при использовании таких средств:
применяемая наглядность должна соответствовать возрасту, психофизическим и зрительным особенностям учеников;
наглядность должна использоваться в меру, показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
важно детально продумать руководство восприятием учениками пособия (попутные пояснения, выделение главного, комментирование и тому подобное);
демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
необходимо привлекать самих учеников к нахождению и анализу желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве;
нужно рационально сочетать различные формы и методы сообщения учебного материала и учебного труда учеников с учетом содержания и специфики наглядных пособий.
Также при реализации наглядных методов обучения и формировании адекватных представлений об объектах и процессах у учеников с нарушениями зрения необходимо учитывать:
состав и структуру нарушенных функций детей;
целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов и процессов;
характерные признаки объектов и процессов, доступные для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы. Основные цветоисполнения слайдов при миопии – зеленые и оранжевые тона, при заболеваниях хрусталика – желто-красно-оранжевые тона, при атрофии зрительного нерва – белый и красный;
полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств обучаемых объектов, их изменений и превращений;
частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности учеников при изучении основ наук.
Экскурсия по Липецку
Елена Воронова разработала много уроков с использованием слайдовых презентаций Power Point по математике, алгебре, геометрии в 5-12-х классах. Например, в 5-м классе – обобщение и систематизация знаний по теме «Обыкновенные дроби». Урок она назвала «Липецк – наш общий дом». Ребятам это интересно, ведь свой город они любят. Здесь берегут старые, памятные места. Не случайно Липецк победил во Всероссийском конкурсе, став по итогам 2006 года самым благоустроенным городом страны.
Весь дидактический материал урока полностью основан на краеведческом материале. Дети не только успешно выполнили большой объем математических заданий, но и совершили виртуальную экскурсию по Липецку. Урок позволил ребятам со слабым уровнем математической подготовки, у которых ранее, несмотря на многократные коррекционные занятия, возникали трудности в решении примеров, задач по теме, успешно преодолеть их, четко понять материал.
Вот какими были отклики учеников: «А когда у нас еще будет такой урок?», «Мы так мало писали, но все поняли и много успели!», «Очень понравилось, все хорошо видно, красиво и интересно!»
Многие уроки в старших классах с использованием презентаций Power Point подготовлены на основе слайдов, разработанных самими школьниками. Ученики Елены Евгеньевны знакомятся с этим средством наглядности в 5-6-х классах, а уже начиная с 8-го сами высказывают желание помогать ей. Выходит, решается сразу несколько проблем: растет интерес к предмету, развивается самостоятельность школьников. Здесь и межпредметные связи, и творческий союз учителя и ученика, а для школьного методического банка – мультимедийные дидактические материалы.
По мнению Елены Евгеньевны, очень важно, чтобы современные технические средства обучения использовались в контексте программного материала, методов и общих задач обучения и воспитания детей с дефектами зрения.
У Вороновой много публикаций, побед в различных конкурсах, в том числе и вместе с учениками. А в прошлом году она была в числе тех 10 тысяч учителей России, которым вручена денежная премия нашего президента.
Комментарии