Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационное среднее образование в России: сущность и перспективы» прошла в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов. На форум, организованный при содействии Министерства образования России, Российской академии образования, профильного комитета петербургского правительства, а также Фонда поддержки отечественного образования, собрались около 400 представителей научно-педагогической общественности из разных регионов России. Страна быстро меняется, но далеко не всегда школа успевает за этим процессом. Участники конференции размышляли над тем, как внедрить инновации в консервативный по своей сути институт образования.
Приоритеты
Главной темой пленарного заседания, стала реализация приоритетного национального проекта «Образование». С докладом на эту тему выступил директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки России Исаак Калина. Его выступление вызвало бурный отклик аудитории и дискуссии, не прекращающиеся в кулуарах. На конференцию Калина приехал не только для того, чтобы рассказать общественности о ходе реформ в средней школе, которые выходят на новый этап. Он ждал вариантов решения тех вопросов, на которые сложно найти однозначный ответ. Искал в мнении ученых и практиков рациональное зерно, полезное в работе по формированию государственной образовательной политики.
Исаак Калина напомнил, что год назад Правительство РФ приняло приоритетный национальный проект «Образование». Сейчас началась реализация проекта – организация конкретных мер, в результате которых многие школы и учителя выйдут на новую ступеньку развития. Проект прописывает нормативно-подушевое финансирование учебного заведения из расчета количества учеников и его статуса; финансовую самостоятельность каждой школы; ежемесячные доплаты из федерального бюджета за классное руководство; оснащение компьютерной техникой и подключение к интернету всех школ в течение двух лет; доступ каждого учителя к богатейшим информационно-образовательным ресурсам.
В рамках проекта будут проходить открытые общественные конкурсы, в результате которых ежегодно 3 тысячам лучших российских школ федеральное правительство выделит гранты по миллиону рублей, 10 тысячам педагогов – по 100 тысяч рублей. Конкурс 2006 года уже начался, и к 15 июня будут выявлены лидеры среди школ, а ко Дню учителя – среди педагогов, пообещал Исаак Калина. Он отметил, что проект создан на базе уже существующих наработок и не имеет цели их ломать.
Инновации
Известно, что Санкт-Петербург в российском образовании играет особую роль. Проект «Образование» – продолжение давно начатого здесь процесса модернизации школы. Об этом говорила председатель Комитета по образованию правительства Петербурга Ольга Иванова:
– Петербургским школам уже дана финансовая самостоятельность, они открыли лицевые счета. Лучшие учителя и классные руководители получают правительственные премии, действует программа обеспечения молодых учителей жильем, уровень информатизации школ постоянно растет.
В результате дефицит педагогических кадров остался в прошлом: в школах не хватает всего 220 учителей. В то же время у горожан есть возможность выбрать программу и методику обучения в зависимости от своих индивидуальных запросов. 127 учебных заведений готовят выпускников по 22 различным профилям; 80 гимназий, лицеев, школ являются экспериментальными площадками и лабораториями, где отрабатываются современнейшие инновации.
Собственно об инновациях речь шла на трех секциях, во второй день конференции. Обсуждали перспективы гимназического и лицейского образования, профильное обучение, проблемы взаимодействия школы и вуза… Руководитель Экспертно-аналитического центра подготовки кадров Москвы Алексей Майоров рассказал о практике распространения инноваций в регионы. В скором будущем новые образовательные технологии придут в самые отсталые школы. Так что ставка на лидеров, сделанная в национальном проекте, оправданна.
По мнению заслуженного учителя России директора лицея города Железноводска Елены Дубровской, образование должно быть гендерным: мальчики и девочки воспринимают учебные дисциплины и конкретные темы совершенно по-разному, поэтому частично раздельное обучение дает неожиданно высокие результаты.
Директор Центра социологии образования РАО академик РАО Владимир Собкин напомнил о сложностях социализации нынешних школьников.
– Стремление в образовании «выше, сильней, быстрей» может задавить возрастные, личностные ценности. Дискуссия, начатая в 90-х, «Образование – это подготовка к жизни или сама жизнь?» не завершена и поныне, – заметил академик. – Во многих гимназиях и лицеях нацелены на итоговый результат в ущерб процессу, то есть самоценности жизни ученика.
Результаты
Итогом «массированной бомбардировки» знаниями может стать закомплексованность юного человека, болезненное отношение к мелким неудачам, неумение восстанавливать силы, депрессия. Тому, как избежать подобных роковых ошибок и в то же время подготовить сильного, профессионально-ориентированного абитуриента, был посвящен доклад профессора Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов Евгении Тонконогой:
– Университет давно занимается проблемами повышения качества образования и управления образованием, разрабатывает и внедряет новые педагогические технологии, методы развития личности. По-своему мы решаем и задачу преемственности между школой и вузом. Восемь лет назад в структуре СПбГУП, выпускники которого сегодня нарасхват на рынке труда, было создано самостоятельное учебное заведение – Международный гуманитарный лицей. Российская академия образования придала ему статус своей экспериментальной площадки.
Около 200 лицеистов-старшеклассников живут в исторической курортной зоне – Лахте, практически на берегу Финского залива. В небольшом курортном поселке легко контролировать быт и досуг детей, уберечь их от вредных влияний улицы. С другой стороны, Эрмитаж, Русский музей и другие сокровища Петербурга находятся в получасе езды на университетском автобусе. Наконец, гармонично жить помогает сама природа.
В лицей поступают петербуржцы, москвичи, жители разных регионов России, причем в сравнении с первым набором число учеников возросло втрое. При том, что уровень подготовки детей самый разный, в итоге все они достигают больших успехов. Каждый четвертый становится победителем предметных олимпиад или призером образовательных конкурсов. Дети здесь очень быстро меняют отношение к учебе, проявляют невостребованные ранее способности.
Учеба в лицее действительно очень насыщенна, но психологических трудностей это не вызывает. В жизни лицеистов много спорта, музыки, экскурсий, свободного творчества и просто общения. Индивидуальное развитие юношей и девушек основано на их личностных потребностях.
Все лицеисты проходят «универсальный» гимназический курс, рассчитанный на широкую образовательную перспективу. В основную программу включены филология, математика, естествознание, культурология, искусствоведение, древние языки и так далее. Всего восемь областей и пятнадцать предметов. Особое внимание уделяется литературе, истории, иностранному языку и информатике.
Есть и дополнительная программа, которую ребята осваивают во второй половине дня. Она называется «стань студентом». В нее входят основы экономических, правовых, психологических знаний, программирование и компьютерная практика, включая веб-дизайн, освоение навыков гида-переводчика и так далее. Ученик выбирает из этой программы дисциплины, ориентированные на определенный факультет.
Лицеисты – частые гости в университете. Их знакомят с жизнью «большой школы», с ведущими учеными, с программами и специальностями. Кроме того, дети слушают спецкурсы и участвуют в семинарах по социализации, подготовке к самостоятельной жизни и учебе в вузе. В десятом классе они пишут рефераты, а в одиннадцатом – курсовые работы, которые потом публично защищают. Отдельно их учат методике научного исследования.
Неудивительно, что уже в первом семестре выпускники лицея становятся сильными, мотивированными студентами. У них нет проблем с адаптацией к самостоятельной жизни и учебе, они задействуют свой внутренний потенциал на все сто процентов.
Стремительно меняющееся общество предъявляет школе все новые и все более высокие требования: этические, образовательные, деловые. Далеко не всегда они выполняются.
– Образование – как мечта. Ее надо преобразовывать в поступки, а учиться этому – у лидеров. Тогда мечта станет реальностью, – сказала председатель Фонда поддержки отечественного образования Татьяна Голубева.
Вскоре в рамках национального проекта многие из лидеров приобретут статус ресурсных центров. Это означает, что силами лучших школ – гимназий и лицеев – будет осуществляться широкое распространение инноваций и подготовка учителей. Тогда российская школа станет по-настоящему современной.
Комментарии