search
main
0

Освоение нового профессионального стандарта педагога: «дорожная карта»

С сентября нынешнего учебного года вступил в действие новый профессиональный стандарт педагога, который дорабатывался ровно десять лет с 2012 года и проходил апробацию в полевых условиях в двадцати трех регионах Российской Федерации. Новый профессиональный стандарт педагога – средство для освоения ФГОС третьего поколения.

Готовы ли все школы к освоению нового профстандарта? Не уверен. А посему предлагаю вниманию читателей фрагмент программы развития школы, включающий «дорожную карту» по освоению нового профессионального стандарта педагога.

Очевидно, что такое освоение происходит постепенно. И хотя освоение нового профессионального стандарта в нашем коллективе началось несколько лет назад, но из этого не следует, что данная задача решена окончательно. Почему? Во-первых, потому, что за истекшие десять лет произошло естественное обновление коллектива (ушли на заслуженный отдых педагоги, которые начинали эту работу, а им на смену пришли учителя, не прошедшие всех этапов освоения профессионального стандарта). Во-вторых, в развитии нашего образовательного учреждения возникли новые точки роста, к которым относится расширение сети госпитальных школ. А в такие школы вербуются новые педагогические кадры, для которых овладение новыми профессиональными компетенциями, зафиксированными в профстандарте, жизненно необходимо. Кроме того, в настоящее время идет разработка проекта для открытия нового филиала школы в Прокшино (район Новой Москвы). Там будет реализована модель адаптивной школы с учетом того опыта, который был накоплен нами за истекшие тридцать лет. Срок запуска – 2024 год. И в этот филиал также будут рекрутироваться новые педагоги, не имеющие соответствующей подготовки. Причем обучение их должно происходить параллельно со строительством.

И наконец последнее. Внедрение профессионального стандарта педагога – это лишь начало большой системной работы. Дело в том, что за утверждением профстандарта педагога должны последовать разработка и утверждение профессионального стандарта директора образовательного учреждения, психолога школы, медицинского психолога, дефектолога. Эта необходимая работа до сих пор не проделана.

Ниже мы даем ретроспективный фрагмент программы развития, подчеркивая, что указанные в ней этапы в равной мере важны как для школ, которые только вступают на этот путь, так и для школ, которые его проделали, но в силу естественного обновления педагогического персонала вынуждены проделывать его вновь и вновь.

 

«Дорожная карта» освоения нового профессионального стандарта

  •  Психолого-педагогический и социальный анализ контингента учащихся с целью выявления тех групп детей, по отношению к которым от педагогов требуется овладение новыми профессиональными компетенциями (одаренные дети, дети с ОВЗ, дети-инвалиды, дети с девиантным поведением, дети, для которых русский язык является неродным). Сроки: 2014 год, далее ежегодное уточнение.
  •  Выявление кадровых дефицитов и построение персонифицированной модели подготовки и переподготовки специалистов. Сроки: 2022-2023 годы.
  •  Разработка локальных актов школы, уточняющих должностные обязанности сотрудников (педагогов, психологов, логопедов и дефектологов), определение формы их взаимодействия с целью формирования команд, совместно решающих задачу освоения нового профстандарта. Сроки: 2022-2023 годы.
  •  Организация сетевого взаимодействия с научными организациями, педагогическими вузами, вошедшими в проект реформирования педагогического образования, аналогичными пилотными площадками. Сроки: 2022-2023 годы.
  •  Разработка индикаторов оценки качества подготовки педагогов в соответствии с новым профессиональным стандартом. Сроки: 2022-2024 годы.
  •  Совершенствование процедуры аттестации в соответствии с требованиями нового профессионального стандарта. Сроки: 2022-2025 годы.
  •  Учет разработанных индикаторов при распределении стимулирующего фонда, а затем и при заключении эффективного контракта. Сроки: 2022-2024 годы.
  •  Завершение разработки и внедрение индикаторов оценки качества образования, позволяющих объективно оценивать результаты работы школы. Сроки: 2022-2024 годы.
  •  Гармонизация онлайн- и офлайн-обучения во всех уровнях образования. Сроки: 2022-2026 годы.
  •  Поэтапное внедрение ФГОС 3.0:

– разработка и внедрение образовательных программ, учитывающих региональную специфику, а также специфику контингента образования;

– совершенствование управленческой и образовательных моделей, форм, методов и способов организации образовательного процесса на основе новых информационных сервисов;

– разработка и утверждение учебных планов по предметам в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения;

– разработка и внедрение системы внеурочной деятельности учащихся;

– усиление роли дополнительного образования в практике работы школы.

Таким образом, все три стратегических проекта, вошедшие в программу развития, будучи тесно связанными между собой, нацелены на получение качественно новых результатов. Поэтому их реализация должна идти параллельно, порождая синергетический эффект.

Сказанное не означает, что развитие школы обусловлено только этими проектами. Наряду с ними существуют проекты, нацеленные на локальные преобразования в деятельности образовательной организации. К числу таких проектов мы относим реформирование учебного процесса на основе стратификации обучения в основной и старшей школе. Суть его заключается в создании условий для распределения и перераспределения учащихся по группам обучения при изучении основных предметов на одной параллели с учетом динамики их развития и темпов освоения ФГОС. Стратификация – один из инструментов решения задачи гибкого сочетания дифференциации и интеграции обучения, заявленной в концепции развития школы. Но в заданной иерархии основополагающих документов школы (концепция развития – программа развития – основная образовательная программа) его место – в основной образовательной программе с последующей детализацией в годовых планах.

Евгений ЯМБУРГ, директор школы №109

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте