Когда я был маленьким и учился в школе, все мои сверстники, за редким исключением, любили играть в хоккей и футбол, ходили на лыжах. Мы бегали по утрам, на переменах подтягивались на турнике, отжимались. Нашими кумирами были советские спортсмены – чемпионы мира и Олимпийских игр.
У нас был хороший учитель физкультуры, молодой, отслуживший в армии. Он быстро нашел общий язык с ребятами, и на его уроки ходили с удовольствием.
егодня в школах «физра» всерьез не воспринимается. Ученики без зазрения совести прогуливают ее, ищут любую причину, чтобы на нее не ходить. Что же происходит? Обратимся к специалисту.
– Отношение к физической культуре в образовательных учреждениях – это проблема мотивации детей, – считает Ирина Быховская, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой культурологии социальных коммуникаций Российской государственной академии физической культуры. – Школьники прекрасно понимают, что давно нет той жесткой системы, когда их построят и приведут. Если у детей нет желания идти на урок, то они все равно найдут возможность его избежать, какие бы прекрасные спортивные залы и спортинвентарь им ни предоставили. Напрашивается вопрос – кто сегодня мотивирует школьников заниматься физкультурой? Абсолютно никто. Например, СМИ не поднимают эту проблему. Российские знаменитости, кумиры молодежи тоже не выступают с пропагандой здорового образа жизни.
Еще одна из главных проблем – нехватка подготовленных кадров. Почему бы нам, например, не перенять опыт стран Восточной Европы, где давно сложилась система подготовки преподавателей с двумя-тремя дипломами? Например, в Чехии, Венгрии учитель физкультуры может быть и биологом, и географом. Кстати, это может повысить его статус в сознании детей и всего общества.
А что думают о совершенствовании процесса физического воспитания сельские педагоги? Есть ли конкретный опыт в решении этой наболевшей проблемы? Оказывается, далеко ехать не надо.
– На мой взгляд, главная задача любой школы – сохранение здоровья детей, – говорит Леонид Егоров, директор Немчиновского лицея, что в Одинцовском районе Московской области. – Ну построим мы кучу стадионов и бассейнов, а кто туда будет ходить? Только те, у кого родители с тугим кошельком. Сегодня, к сожалению, мозги большинства родителей и учителей повернуты не в ту сторону. Меня часто спрашивают мои коллеги: «Леонид Егорович, вам 53 года, а вы такой подтянутый, спортивный. Как вы этого добились?» Извините, но я им отвечаю просто: «Меньше ешьте, больше двигайтесь».
Что я сделал в своем лицее? Перед педагогами я поставил задачу – посеять «бациллу здоровья». Мы проводим спартакиаду по 12 видам спорта с привлечением родителей и учителей. Зачет построен так, что папа и мама приносят дополнительные баллы классу, где учится их ребенок.
С 1997 года я увеличил количество уроков физкультуры. Наши лицеисты занимаются от трех до шести часов в неделю. Каков результат? Результат прост. Конечно же, 5% больных детей всегда были, есть и будут. Но нас обошли все межсезонные эпидемии.
Еще мы ввели у себя такое новшество. В моем лицее слово «освобождение» причислено к нецензурным. Все больные и освобожденные занимаются в щадящем режиме.
Сегодня спорят, как проводить урок физкультуры, чему больше уделять внимание – игровым видам спорта или ОФП. Думаю, урок должен быть, как шведский стол, где всего понемногу. Ребенку надо дать право выбора. Допустим, мальчик хочет играть в футбол, а его заставляют выполнять опорный прыжок. Это неправильно.
В Немчиновском лицее четыре спортивных зала и актовый, в котором тоже проводятся уроки физкультуры. Но и этого недостаточно.
– Необходимо возродить спортивные прокатные станции, где мог бы и взрослый, и ребенок взять на время лыжи, коньки, туристический инвентарь, – говорит Егоров. – А в школе надо с первого класса ввести дневник здоровья, чтобы учителя и родители следили, как развивается ребенок.
Комментарии