search
main
0

Острые углы «круглого стола». На семинаре в Уфе профсоюзные лидеры учились дискутировать

Нынешний семинар, прошедший на башскирской земле, был посвящен теме «Реформы в образовании». Участники обсуждали проблемы реформирования отрасли и роль профсоюза в этом процессе. На семинаре использовались различные формы обучения: профсоюзные лидеры совершенствовали навыки проведения конференций и «круглых столов», составляли проекты для различных групп людей, связанных с образованием, занимались самоанализом. На одном из «круглых столов», прошедших в рамках семинара, удалось побывать корреспонденту «МП».

Судьбу малокомплектной школы должен решать сход граждан. Даже если учеников нет, лучше не закрывать школу, а временно приостановить ее работу. У нас в районе малокомплектных школ большинство, одна из них прекратила работу из-за отсутствия учащихся. Профсоюз позаботился, чтобы учитель был трудоустроен, и сегодня он работает в другом районе. !

Акция не сработала. Что дальше?

Из большого числа актуальных проблем для обсуждения были выбраны несколько. Одна из центральных тем дискуссии звучала так: «Акции членов профсоюза не сработали… Что дальше?». Открывая заседание, Ия НИКИТИНА, председатель Кировской районной организации Уфы, пояснила, что толчком к обсуждению этой темы послужил случай 12 октября: «Ко мне подошли несколько человек из нашей школы и в резкой форме сказали: «Хватит интелигентничать, пора принимать решительные меры к правительству, которое к нам глухо!».

К обмену мнениями коллег пригласил Рафаэль БЕРДЕГУЛОВ (Мелеузовская городская организация):

– Акции протеста, утверждают «сомневающиеся», малоэффективны и ничего, кроме лишнего беспокойства, не несут: проблемы как были, так и остаются. Примерно такие мнения «бродят» в учительской среде. Что мы с вами можем на это ответить?

Владимир БОРИСОВ (Белебеевская городская организация):

– Акции необходимы! Мы учимся бороться за свои гражданские права, поднимаем головы… В этом году мы провели митинг и доказали себе и общественности, что можем быть солидарными. Каждая школа готовилась к акции, велась разъяснительная работа, сочинялись лозунги. Митинг вызвал большой общественный резонанс в городе. Надо проводить акции. И тогда наши требования будут услышаны и выполнены. Если мы будем солидарны – мы победим!

Алия АЮПОВА, специалист Башкирского рескома по работе с молодежью:

– Проводя акцию, мы рассчитываем на положительный результат. Но, к сожалению, не всегда наши ожидания оправдываются – и по количеству участников, и по реакции правительства.

Возможно, акции были бы эффективнее, если бы больше внимания уделялось их подготовке, информированности членов профсоюза, выработке стратегии и тактики проведения таких мероприятий. Мы не знаем, как удачно выстроить акцию. В силу объективных и субъективных причин, меняем формы протеста: то митинг, то пикет, то забастовка. Такая неопределенность и разобщенность расхолаживает, подвергает под сомнение саму акцию. У нас недостаточно решительности, солидарности.

Одни боятся возможных проблем, хотят поближе устроиться к администрации – а вдруг пригреют, не обойдут вниманием? Другим мешает чувство ложной стыдливости. Есть представители интеллигенции, которые считают, что выходить с плакатами на улицу стыдно и неудобно. А получать мизерную зарплату не стыдно? Жить в таких условиях удобно? Может, пришло время на одну чашу весов положить нашу несостоятельность, а на другую – наше желание хорошо жить и работать. Надо проанализировать предыдущие акции, учесть все минусы и постараться исправить ошибки, выработать рекомендации. Ведь что получается – на акции выходят одни и те же организации. Одни вкалывают, другие отмалчиваются, а результатом пользуются все!

Наталья ГОНЧАРЕНКО (Салаватская городская организация):

– Конечно, иногда нам приходится отступать, такое случается. Но это не от нерешительности или нежелания бороться за свои права. Иной раз призывы не срабатывают. Приходится менять формы и методы борьбы. Надо четко себе представлять, что делать в данной, конкретной ситуации.

Кадрия ЗАГИТОВА (Кармаскалинская районная организация):

– Я считаю, что следующий этап борьбы за права учителей должен проходить за столом переговоров. Наше будущее – переговоры, а не акции протеста, хотя их нельзя полностью исключать. Переговоры на районном, республиканском, федеральном уровнях – только такой выход у нас остался.

Вера АЛЬКАЕВА (Стерлитамакская городская организация):

– Благодаря ЦК профсоюза, Ассоциации работников непроизводственной сферы и той работе, которую они ведут, общество знает, с какими требованиями выступает профсоюз и поддерживает нас. А наша администрация увидела, что мы можем объединяться, добиваясь улучшения положения учителей, что мы по-другому научились вести переговоры – предметно, требовательно и конкретно.

Но информация должна доходить и до каждого члена профсоюза, до каждого работника образования. К сожалению, порой слышны мнения, что позитивные изменения в образовании происходят не благодаря усилиям профсоюза. Такую ситуацию нужно менять!

Бану АСКАРОВА (Хайбуллинская районная организация):

– Прошло совсем немного времени после акции, и делать выводы еще рано. В этом году многие сельские районы впервые приняли участие в митинге. И наша администрация нас поддерживала, потому что положение учителей катастрофическое. И все-таки нас слышат, видят. Пообещал же президент повышение зарплаты на 20% в течение 2006 года. Это уже шаг вперед. Установлены гранты для лучших учителей, доплаты классным руководителям. По нашим подсчетам, надбавку в тысячу рублей в районе получат 26% классных руководителей. Да, это очень мало, но все-таки лучше, чем ничего. Поэтому я считаю, что наши акции действенны.

Закрыть школу – погубить село

Еще одной гвоздевой темой «круглого стола» стала судьба сельской школы. Суть проблемы обозначил Рафаэль Бердегулов:

– Сегодня все чаще звучат высказывания о том, что необходимо закрывать малокомплектные школы. Причины – нехватка детей и кадров, отсутствие оплаты коммунальных услуг. Профессиональный уровень педагога на селе низок, следовательно, невысоко и качество обучения. Учитывая возраст учителей, ни о какой компьютерной грамотности учащихся говорить не приходится, да и самих компьютеров тоже нет! Вот и задумываются многие – а не проще ли и дешевле закрыть школы? Пенсионеров отправить на пенсию, остальных учителей – переквалифицировать. Взамен нам предлагают программу «Школьный автобус». Но может ли эта программа решить проблему?

– Малокомплектные школы закрывать нельзя! У нас в районе таких школ большинство, точнее – все, кроме одной. Из года в год количество учеников снижается, но если школа закрывается – село умирает. Все, кто там работал, уезжают. Эту проблему нельзя решить в отдельно взятом районе. Надо принимать социальную программу на уровне правительства. В условиях нормативного финансирования малокомплектные школы без специальной программы не проживут!

Марина ТУРЕНКО (Демская районная организация):

– Закрыть школы – значит отобрать последний источник образования, культуры, надежды. Это значит похоронить село!

Очень хороший лозунг – пенсионеров на отдых! Многие и рады бы выйти на пенсию, но как на эти деньги прожить? Есть и еще одна проблема: вы представляете, какой процент учителей-пенсионеров работает не только в селах, но и в городах? Если все они уйдут на пенсию, кто будет учить наших детей? Молодежь, которая приходит в школы, сложно удержать из-за низкого уровня оплаты труда.

Алевтина МАЛОЯРОСЛАВЦЕВА (Орджоникидзевская районная организация Уфы):

– Мы многое стараемся делать, чтобы сохранить молодые кадры в нашем районе, но это непросто. Нет общежитий, аренда жилья дорогая. В республике действуют ипотечные программы, но при нашей низкой зарплате решить проблему притока кадров в образование невозможно! А малокомплектные школы? Конечно, молодой специалист туда не поедет. В селе будет работать тот учитель, который там и живет. Проблема серьезная, и решать ее надо на государственном уровне!

– Колхозов и совхозов нет, сельское хозяйство в упадке. Школа – это единственный государственный институт, который еще существует на селе. Если мы не будем обучать и воспитывать сельских школьников, то кто в конце концов будет там жить и работать?

Судьбу малокомплектной школы должен решать сход граждан. Даже если учеников нет, лучше не закрывать школу, а временно приостановить ее работу. У нас в районе малокомплектных школ большинство, одна из них прекратила работу из-за отсутствия учащихся. Профсоюз позаботился, чтобы учитель был трудоустроен, и сегодня он работает в другом районе. Закрыть школу – погубить село!

Если будет введено нормативное финансирование, сельская школа не выживет. Поэтому государству надо принимать специальную программу по малокомплектным школам. «Школьный автобус» проблемы не решает. Например, к нам в район пришло четыре машины, надо еще столько же. У школ, где есть интернаты, автобусов нет. То есть программа реализуется не полностью. Деревня нужна государству, и государство должно это понять.

Дискуссия за «круглым столом» была посвящена и другим актуальным вопросам: «Цели и задачи профсоюза при переходе на муниципальное финансирование», «Нормативное финансирование – последствия для образовательных учреждений», «Действия профсоюза по улучшению условий труда работников образования».

Дорогие читатели! Приглашаем вас подключиться к разговору, начатому на башкирском семинаре, высказать свое мнение по этим и другим острым проблемам образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте