search
main
0

Островский, браво!

Читаем и анализируем

«Островский, браво!» – так называлась литературная гостиная, посвященная 200‑летию великого русского драматурга. Несмотря на прошедшие столетия, творчество Александра Николаевича остается злободневным. Как интересно погружаться в атмосферу купечества, наблюдать за нелепым Бальзаминовым, переживать за судьбу дочерей Огудаловых, мечтать о полете с Катериной Кабановой, испытывать презрение к лицемеру Лазарю Подхалюзину, видеть стремление Снегурочки обрести настоящую любовь!

Учащиеся школы №1504 решили вспомнить «Колумба Замоскворечья» и посвятить его таланту свою музыкальную композицию. Ребята продумали сценарий, подобрали актеров, сшили костюмы, постарались воспроизвести ту обстановку, которая смогла вернуть зрителей в далекое прошлое: «там окна занавешены занавесками, ворота – на запор, при ударе в них раздается сердитый лай цепной собаки, все мертво или, лучше сказать, сонно: дом или домишко похож на крепость, приготовившуюся выдержать долговременную осаду».

Во всех дворах стояли круглые большие столы, на которых возвышался самовар – у кого медный, а у кого и серебряный с медалями. В заварном чайнике – «Индия» или «Цейлон», заваренный до черной крепости, чашки большие, с блюдцами, в которые можно налить душистый напиток и подуть, чтобы не обжечься. А еще на столе сахар, лимон, яблоки, мед, сливки. Кто с чем любит. И пироги, и печенье, и пирожные…

Вот и в нашей гостиной все есть. В правом углу стоит стол, застеленный вязаной белой скатертью, на нем стоят серебряный канделябр с зажженными свечами и портрет Александра Островского. Слева стол, на нем самовар, обвешанный баранками, баранки с розовой сахарной глазурью, ванилью, чайная пара с блюдцами, заварочный чайник, сахарница, сушки.

Пора начинать. Помощники включают музыку, и под ее нежные звуки начинается парад героев драматурга. Выходят богатая купчиха Марфа Кабанова, странница Феклуша и Глаша, девка в доме Кабанихи, затем мы видим мечтательную Катерину. А кто там засмотрелся на Волгу? Это Лариса и Карандышев.

Еще выходят персонажи. Узнаете? Это Бальзаминов со своей матушкой и свахой. Герои на мгновение замирают…

Выходят ведущие, напоминают собравшимся об основных датах жизни и творчества А.Н.Островского, и все присутствующие отправляются в гости к Бальзаминовым.

Ребята поставили сценку: в дом пришла Красавина (Любовь Г.) и сообщила Мише (Егору М.), что он может идти к Мичкиным свататься. Юные актеры тонко почувствовали характер героев пьесы и точно смогли передать их внутренние ощущения.

Затем вышла на сцену девушка, мечтавшая о свободе. Ксения К. прочитала монолог Катерины Кабановой «Почему люди не летают, как птицы…». Ученица перенеслась в эпоху самодурства, царившую в городе Калинове, и через откровенное высказывание воплотила заветные мечты Катерины о гармоничной и счастливой жизни, о правде, о христианском рае.

Вот еще одна актриса, Мария З., читает монолог Липочки. Через него мы познакомились с дочерью главного героя комедии и получили первое представление о ее характере и интересах.

Конечно же, нельзя обойти стороной и такое произведение, как «Бесприданница».

Егор М. играл на гитаре, Таисия Ф. и Таисия Х. исполняли романс «Я словно бабочка к огню…» на фоне фрагментов, взятых из кинофильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Девочкам удалось проникнуть в тайники человеческого сердца, а зрители услышали в словах простой, задушевный, эмоциональный, искренний и талантливый разговор человека с человеком.

В конце литературного вечера прозвучали слова И.А.Гончарова: «Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой, русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского». Все присутствовавшие встали и громко произнесли слова: «Островский, браво!»

Если говорить об изучении творчества А.Н.Островского, то оно начинается с 8‑го класса. Учащиеся знакомятся с пьесой «Снегурочка». Урок начинается с беседы о жизни и творчестве великого русского драматурга XIX века А.Н.Островского, затем комментированное чтение, обсуждение содержания пьесы, определение темы и идеи «Весенней сказки» А.Н.Островского. Говорим об идейно-тематических элементах, сюжетно-композиционных и образно-поэтических особенностях произведения. Следим за развитием добрых и справедливых законов Бе­рен­де­ева царства и подводим учащихся к пониманию любви как высшей ценности человеческой личности, учим видеть красоту чувств, единения человека с природой. Здесь прослеживаются и межпредметные связи – с биографией и эстетическими взглядами Островского и интегрированные – музыка, театр, критика. Далее выбираем эпизоды для инсценирования. Читаем их и анализируем. Каждый ученик определяет линию действия героев пьесы: что каждый из них хочет, чего добивается? Каков результат? Как действия героев сказки раскрывают их характер? Распределяем роли с учетом индивидуальных особенностей и творческих возможностей учащихся и начинаем инсценировать эпизоды из пьесы А.Н.Островского «Снегурочка». Пролог. Явление 2. Диалог Снегурочки, Весны и Деда Мороза. Обязательно включаем в сцену фрагменты из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (ария Снегурочки «Пусти, отец!»). Заканчиваем изучение просмотром художественного фильма по пьесе А.Н.Островского «Снегурочка».

В 10‑м классе обращаемся к пьесам «Гроза» и «Бесприданница». Их изучению отводится больше часов. Но о других произведениях А.Н.Островского тоже говорим, знакомимся с героями и основной сюжетной линией. Здесь уже отмечаем, что Островский выступил противником драматургии, оторванной от реальности, видел в литературе огромную воспитательно-познавательную силу, стал новатором и довершил создание русского национального самобытного театра, начатое Фонвизиным, Грибоедовым и Гоголем. Конечно же, говорим об истории создания «Грозы», нравах и быте жителей, объясняем учащимся, что образы героев Островского – это собирательные образы людей разных городов, затем подводим к тому, что основная задача – рассмотреть жизнь города Калинова, увидеть его жителей, истинных хозяев города. Отправляемся в заочную экскурсию в город Калинов. Работа проводится для того, чтобы активизировать внимание учащихся к тексту.

Так как изучаем драму «Гроза» в старших классах, для чтения берем отдельные действия или явления, которые важны для понимания основной мысли пьесы, ана­лизируем развитие действий, выясняем основной конфликт, проблема­тику и идейный смысл, речь и поступки действующих лиц. Это помогает ученикам разобраться в характере героев и создать в своем воображении конкретное представление об их облике. В этом случае проводимый учащимися анализ того или иного явления в какой-то степени напоминает работу актера над ролью.

На последнем уроке ученики сравнивают критическую статью Н.А.Добролюбова «Луч света в «темном царстве» с критической статьей Д.И.Писарева «Мотивы русской драмы».

Учащиеся выписывают тезисы обеих статей и высказывают свое мнение, согласие или несогласие с данными утверждениями, находят противоречия между двумя критиками.

Изучение пьесы А.Н.Ост­ров­ско­го «Бесприданница» начинается со знакомства с исторической обстановкой, общественной жизнью 70‑х годов XIX века, которая повлияла на создание новой пьесы, с новыми типами характеров, продолжаем знакомиться с бытом и нравами русской провинции.

Учащиеся с интересом узнают, что драматург вел кропотливую работу над составлением словаря русского языка. Словарь не был завершен, но «Материалы для словаря» вошли в XIII том собрания сочинений А.Н.Островского. Тот факт, что именование героев проводится в соответствии с основными качествами их характера, внешности, манеры поведения, помогает ученикам глубже проникнуть в суть образа персонажа, всесторонне рассмотреть его и тщательно разобраться в непредсказуемом поведении героя, которое метко отражено в его фамилии, имени, отчестве. Поэтому на уроке этим сведениям уделяется особое внимание. После знакомства с пьесой предлагаем посмотреть фильмы А.Я.Протазанова «Бесприданница» (1937) и Э.Я.Рязанова «Жестокий романс» (1983).

На завершающем этапе изучения пьес учащиеся посещают театр, смотрят различные постановки и делятся впечатлениями.

Елена ЗОТИНА, учитель русского языка и литературы школы №1504

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте