search
main
0

Остров спокойствия . Полезные привычки здесь не навязывают, а прививают

Нина Рожкова, директор школы № 33, однажды воздвигла себе памятник. Нерукотворный. По сценарию в спектакле «40 лет без урожая» благодарные за помощь «колхозники» дарили ребятам бюст директора. Укрытый простынкой «постамент» ввозили на сцену, потом стягивали покрывало…

Вся школа – театр

Сыграла, говорят, замечательно – даже глазом не моргнула, несмотря на дружный хохот зала. Но, как истинный режиссер, она в своих спектаклях исполняет лишь эпизодические роли. Не хватает на все времени – днем работает, по ночам пишет сценарии. Живет совсем в другом конце Омска. Добираться неудобно, особенно за полночь. По пятому микрорайону, где находится школа, единственная в округе, ходить не страшно – каждая собака знает легкую походку «директорши». Все «опасные элементы» у нее на личном учете. Вот рядом с собственным домом по ночам гулять как-то неприятно. Впрочем, где у нее дом родной, Нина Ивановна и сама уже не знает. Тем более что перетащила в школу половину мебели и одежды. Например, люльку, в которой ее когда-то качала мать, и шикарную розовую пижаму – гототовилась к спектаклю.

Нина Ивановна всегда любила Александра Сергеевича Пушкина. Писала стихи и слыла дамой романтичной. 10 лет назад возглавила коллектив школы №33. Впрочем, никакого коллектива в 1994 году не было. Из школы ушла половина учителей, вслед за ними – 500 ребят, больше трети. Денег не платили, все рушилось, жизнь казалась вечным стрессом. А она задумала сделать школу здоровья – физического, психического и социального. Мечтала, чтобы сюда вернулась романтика, чтобы детям хотелось учиться, а педагогам – работать. Начала с того, что самой было ближе – с искусства. Создала театр взрослых и детей «Завалинка». Сценарии Нина Ивановна пишет «на актеров» с учетом их характеров. Поэтому чужие сочинения здесь не проходят. Старая сказка «Колобок» в пересказе и постановке Рожковой вызвала настоящий фурор. Называлась она «Кельбатык», поскольку была написана своеобразным языком, изобретенным директором – кстати, преподавателем иностранного. И никто Колобка в конце концов не съел, потому что он все время учился. Практиканты с факультета экономики и менеджмента Омского педагогического университета потом вполне серьезно – с точки зрения управленческой науки – разбирали, почему Кельбатык и ушел ото всех, и на принцессе женился, и государем стал. Окрестные жители искренне считают «Завалинку» своей, народной. Пятый микрорайон похож на островок: одной стороной упирается в реку Иртыш, с трех других окружен пустырями. Самое культурное заведение здесь – школа. На спектакли приходят толпы благодарных зрителей. Да и театр любит выходить в народ. Масленица – праздник для всего микрорайона с театрализованным представлением, шуточными состязаниями, обжорными рядами и огромным костром на пустыре, где сжигают Зиму. А заодно и старые елки, с которыми не может справиться ЖЭК. Несколько лет назад еще хватало денег, чтобы воздвигать в школьном дворе новогоднюю красавицу для всей округи, расцвечивая ее электрическими гирляндами и самодельными игрушками. Теперь праздничный марафон стал скромнее, но гостей собирает по-прежнему. Взрослые ненадолго возвращаются в детство – игры, концерты, конкурсы в каждом уголке. И только небольшой ящичек в коридоре с прорезью для пожертвований и надписью «Благотворительный фонд школы №33» не дает забыть о суровых реалиях времени. Увы, праздники длятся не вечно.

Но будни давно не пугают обитателей школы. Особенно с тех пор, как в 1998 году – первыми в Омске и одними из первых в регионе – занялись программой «Полезные привычки», рекомендованной Министерством образования. Впрочем, некоторые неписаные правила существовали и раньше. Выговоры, к примеру, публично делать не полагается – ни ученикам на линейке, ни учителям на педсовете. На всеобщее обсуждение выносятся только добрые дела. Кричать можно только в кабинете психолога – Ларисы Долговой, инициатора претворения программы в жизнь. По ее мнению, дать детям возможность научиться понимать себя и других, уметь анализировать поступки и принимать ответственные решения – гораздо более действенный метод воспитания, чем запреты и угрозы. Страшные фильмы о СПИДе, наркомании, алкоголизме пылятся на полках. Все это дети могут увидеть и вне школьных стен. Сложнее – научить их жить в таком окружении. И хоть «Полезные привычки» – всего лишь факультатив, ребята пишут в анкетах, что он важен не менее, чем история и математика. Они меняются сами и меняют окружающий мир. Родители, посетив уроки для взрослых, уже знают, что курение, например, привычка, вредная не только для них, но и для окружающих. Это, конечно, не мешает им портить легкие, но многие из них, по крайней мере теперь, для этого стали выходить из дому. Да и пиво мамы-папы хоть и не разлюбили, но своим чадам его уже не предлагают.

В последние шесть лет школу не бросают ни ученики, ни учителя. Она стала островом спокойствия. На уроках удивительно тихо, главные дискуссии идут в кабинете психолога. С пищей духовной как-то легче пережить отсутствие пищи телесной. Оборудование столовой безнадежно устарело, кормить детей горячими обедами школа не в состоянии. Увы, пожертвований фонда хватает лишь на покупку новых книг в библиотеку.

Бокс ради мира

Сережа Пушкин был отличником и спортсменом. К тому же – дальним родственником великого поэта по одной из побочных линий. И еще – немножко поэтом, как многие мальчишки в 16 лет. Говорят, он был генетически настроен на добро, своих убийц доверчиво впустил в дом. Не думал, что убить можно всего за несколько «зеленых», которых хватило на одну дозу. Тогда, в 1997-м, ученики 33-й школы еще мало знали, к чему приводит наркомания.

Турнир в память о Сереже Пушкине под девизом «Бокс против наркотиков» предложили провести родители мальчика. Нина Ивановна их поддержала. Не потому, что добро должно быть с кулаками. Просто что мальчишкам полагается быть сильными, смелыми и здоровыми – и телом, и духом. Бокс – не просто накачанные мускулы, это особая философия. Свои навыки ребята не имеют права использовать во зло. Так их учат тренеры – мастера спорта Анатолий Есов и Юрий Григоров. Маленькая секция за 10 лет превратилась в клуб, где занимаются сто пацанов разного возраста. Школьный турнир, ставший традиционным, в этом году получил статус международного. Его девиз сменился – теперь он призывает к здоровому образу жизни. Нынче на соревнования прибыли 200 мальчишек из 43 городов России и ближнего зарубежья. Победители получают не только грамоты и кубки, но и звания кандидатов в мастера спорта. Почетным гостем был Сережа Скляров, закончивший школу в прошлом году. Чемпионом Европы он стал еще в 10-м классе, теперь он – член российской сборной по боксу.

Впрочем, по мнению Анатолия Есова, судьи международной категории, дело не в количестве чемпионов. В клуб принимаются все желающие – независимо от способностей.

– Главное – чтоб здоровье было, остальное приложится, – считает тренер. – А оно будет, если захотеть. Вон у Максима Устинова какой сколиоз был, – и ничего, выправили. Парень в Чечне орден Мужества получил. С Чернышовым сколько работали – все же у мальчишки сердце больное, ему особые занятия нужны. Теперь здоров. Я своих ребят ежегодно вожу на обследование в физкультурный диспансер. Пятерых недавно прооперировали по поводу варикоза. Вряд ли их родители смогли бы сделать это своими силами, без помощи клуба.

Ринг в школе №33 самый настоящий, профессиональный. Спонсоров искали всем миром. А пять спортзалов оборудовали своими, учительскими силами. Благо коллектив на 50 процентов состоит из мужчин – большая редкость по нынешним временам. Тренеры спортивной школы, филиалом которой стала общеобразовательная школа № 33, давно стали «своими». В секции карате занимается маленькая звезда Омска – Тамара Кашкарова. Тоненькая невысокая шестиклассница – обладательница коричневого пояса – однажды притащила директору все свои медали, чтобы похвастать.

– А ну-ка, Тома, примерь! – попросила Нина Ивановна. Спортсменка не сумела – согнулась под тяжестью «серебра» и «золота».

Спорт, конечно, дело добровольное. Для учеников. Учительницы все как одна посещают занятия по ритмике и танцам. А физкультминутки стали частью уроков, во время которых проводятся. Комплекс упражнений – не только для каждого класса, но и для каждого урока, и для каждого вида деятельности – разработала Алла Баратова, учитель физкультуры, она же заместитель директора по воспитательной работе.

А Нина Ивановна переживает – мало времени в расписании. Со следующего года на шестидневку перейдут – тогда можно будет выкроить еще часок физкультуры или ритмики к тем трем, что уже есть. Дети не против шестидневки. Согласно ответам анонимной анкеты, два выходных кажутся им слишком долгим расставанием со школой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте