search
main
0

Остров сокровищ. Любовь и научный расчет равно дороги учителям 12-й липецкой гимназии

​Выбирая школу для приема финалистов «Учителя года-2012», спорили долго, не скрывает председатель Департамента образования города Липецка Евгений Павлов. В итоге остановились не на самой материальнои инфраструктурно обеспеченной.

«Мы выбрали школу по любви. Вы заходите в 12-ю гимназию – и сразу влюбляетесь в нее», – признался конкурсантам глава образования Липецка. Похоже, учителей года тоже не миновало это чувство – весь альбом для записей почетных гостей гимназии исписан словами искренней благодарности, восхищения и восклицательными знаками, как в девичьем дневнике. Но главное, что ответной любовью к гимназии пылают ребята и их родители. Как поведала мне одна из мам, ее дочка всегда повторяет то, что ей говорят учителя: «Каждый из вас – сокровище!» Гимназия №12 многократно признавалась лучшей и в Липецке, и в области, и лучшей школой России в номинации «Школа гражданского становления», и… Перечисление всех наград и заслуг гимназии, боюсь, может занять всю статью. Достаточно зайти в кабинет директора, заслуженного учителя РФ Ольги Николаевны Уласевич, и посмотреть на улов хрустальных пеликанов в стеклянной витрине: их принесли четверо победителей областного конкурса «Учитель года». Один из них, Алексей Валерьевич Волков, ныне заместитель директора, вместе с коллегами водит нас по гимназии. Глаз выхватывает и светящийся интерактивный столик, за которым могут работать одновременно 12 учеников, и электронный микроскоп, про систему интерактивного голосования и интерактивные доски и вовсе говорить не стоит. В фойе и коридорах мультимедийные экраны, на которых детей и взрослых и во время перемен продолжают незаметно учить – интересно же проверить себя на знание ударений в словах или решить веселую задачку. Экраны остались гимназии в подарок после «Учителя года». Но в первую очередь вспоминаешь не это, а целые картинные галереи на стенах (с разной тематикой: вот 1812 год, вот местные пейзажи, вот жемчужины липецкой архитектуры) и композиции из камней и растений в коридорах. Все уютно, изящно и здоровьецентрично: от освещения, которое регулируется в зависимости от времени суток, до питания в гимназическом кафе «Окно в мир» (даже сервировка тут не имеет ничего общего с общепитом).Все здесь создано для того, чтобы ребята могли учиться (среди профилей гимназии – гуманитарный, юридический, лингвоинформационный, политехнический, медицинский, физико-математический) и творить (тут около 40 кружков, от научного общества «Эврика» и клуба «Полиглот» до секции стрельбы). А чего стоят необычные предметы – культура общения, основы налоговой грамотности, генетика, фармакология, политическая и правовая жизнь общества? Гимназия предлагает намного больше того, что планирует ФГОС для старшей школы: тут тебе и базовая, и гимназическая образовательная программа, и углубленное, и даже индивидуальное обучение. Ноу-хау у 12-й так много, что, кажется, хватит на диссертации целому институту (пока кандидатские защитили лишь Уласевич и Волков, еще три педагога в процессе написания). – Отправной точкой нашей истории мы считаем экспериментальные профильные классы, открытые в 1987 году совместно с Липецким государственным педуниверситетом, – рассказал Алексей Волков. – Потом коллектив стал думать, что сделать приоритетом в развитии. Решили – воспитательную деятельность, и Ольга Николаевна Уласевич начала разработку основ воспитательной системы «Гармония».Система получила потом множество наград, в том числе всероссийского уровня, но главное – выстроила мир особых взаимоотношений «учитель – ученик гимназии» через авторские программы духовно-нравственного развития и внутреннего образовательного пространства. Вот несколько навскидку: «Одаренные дети», «Воспитание искусством», «Русская школа», «Мы – будущее России». Причем основой всех педагогических экспериментов стал сугубо научный расчет. – Наша психологическая служба начала с подробнейшей диагностики сформированности понятийного мышления по разным предметам, – просветила меня Ольга Уласевич. – Потом мы пошли дальше: на последних страницах классных журналов появились текущие психологические характеристики каждого ребенка. Учителя в связи с этим стали менять методику проведения урока. Были разработаны памятки педагогам, вплоть до рекомендаций о сочетании цветов для право- и левополушарных детей. Даже рассадка детей на уроках зависит от модальности – кинестетики, визуалы, аудиалы сидят группами, ведь им подходят разные виды деятельности.А с 2007 года в гимназии открыли начальные классы с раздельным обучением: в этом возрасте девочки сильно опережают в развитии мальчиков, и это гендерное неравенство ведет к формированию многих опасных комплексов. К началу средней школы дети разных полов выравниваются и снова объединяются (впрочем, все предметы эстетического цикла, внеклассные, социализирующие события они проживают вместе и в младших классах).Уникальна и программа «Русская школа», действующая с 2002 года. – Мы пытаемся возродить то, чего сейчас всем так не хватает, – традиции русского народа, идеалы добра, веры, бескорыстного служения Отечеству, – говорит заведующая кафедрой гуманитарных наук Наталья Чупрына, отвечающая в гимназии за программу. – Это и преподавание основ православной культуры, и курсы «Светочи России», «Русская культура и словесность», «Русская цивилизация», «Россия и мир: творческое взаимообогащение», и родительский лекторий, и различные экскурсии и поездки. Это не мешает гимназистам углубленно изучать английский, немецкий, французский. 12-я постоянно сотрудничает с Гете-институтом, американскими образовательными советами АСПРЯЛ/АКСЭЛС и многими зарубежными школами. Более того, языки ребятам преподают их носители: немецкий, например, в течение 8 лет преподавали три педагога из ФРГ.Как не упустить ни одно из многочисленных инновационных направлений гимназии и оценить работу педагогов, практически каждый из которых новатор? Планирует, систематизирует и анализирует этот невероятный объем работы информационно-аналитическая служба – еще один эксклюзивный проект гимназии. Единая электронная система высвободила время, уходившее раньше на зачастую бесполезные отчеты, и стала незаменимым инструментом для анализа и планирования. Например, данные по эффективности преподавания позволяют определить уровень деятельности каждого педагога. Смотрим на цифры: 85% учителей гимназии работают на высшем уровне (не репродуктивной передачи знаний, а творческого переосмысления). Есть, правда, трое педагогов низшего уровня. Меня успокаивают: это отправная точка для молодых учителей. А вот система учета и оценивания учебных и внеучебных достижений школьников (еще одна фишка 12-й: гимназия даже стала региональной площадкой по передаче этого опыта).- Может быть, самый важный результат работы учителей 12-й гимназии в том, что они могут «вытащить» талант из каждого ребенка: будь то лингвистический, математический, танцевальный, – заметила на прощание заместитель начальника Управления образования и науки Липецкой области Елена Бондарь. – Каждый из 80 выпускников гимназии к ее окончанию имеет целое портфолио достижений в разных областях. Учителя своими талантами делятся не только на конкурсах вне стен гимназии, но и на внутришкольных, с говорящими названиями вроде «За гранью урока» или «Нестандартный урок». А «Педагогический олимп» похож по формату на «Учителя года» – участники показывают презентации, мастер-классы. Остальные либо готовят коллег, либо оценивают – в итоге весь коллектив открывает для себя что-то новое. В 12-й все звезды, и каждый – сокровище.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте