Горные хребты, упирающиеся в небо; водная гладь океана, с «плавающими» на ее поверхности живописными островами; пушистые снежные шапки прибрежных скал; блестящая бирюза моря. Их мы видели на чужих фотографиях и в учебных кинофильмах. Красиво, но недосягаемо. Редкому счастливцу повезет воочию наблюдать эти далекие и совершенные творения природы. Но есть и другой вариант. Запустите генератор природных поверхностей Terragen 0.9 и, предаваясь собственным мечтам и фантазиям, нарисуйте такие ландшафты, которые вряд ли можно найти даже на самой подробной географической карте.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Научиться работать с Terragen 0.9 несложно. В Интернете найдется немало справочников с подробным описанием всех его функций. Поскольку у программы англоязычный интерфейс, то вполне возможно, без виртуального помощника не обойтись. Мы не будем углубляться в многообразие функций генератора. Создадим простейший природный ландшафт. И, поверьте, даже при минимальных затратах времени и сил он будут мало отличаться от настоящего.
Итак, программа скачана и проинсталлирована (для некоммерческого использования она бесплатна). Запускаем ее, кликнув по значку. Первое окно, которое мы увидим, – Rendering Control, вид сверху, например, с космического спутника. Весьма удобная позиция наблюдения. Наше предстоящее творение должно выглядеть так, как обычные горы, моря или скалы на Земле. Лучше, чем из космоса, это не сделаешь. В правой нижней части рис. 1а мы видим воздушно-облачную субстанцию, внутри которой помещается три луча, исходящие из одной точки. По умолчанию все настройки произведены так, что белый цвет передает горные вершины, черный – межгорные долины, синий – водную гладь морей и океанов. Экспозицию камеры наблюдения можно менять, для этого надо перемещать влево или вправо движок Exposure. Кроме того, контроль съемки предусматривает изменение высоты просмотра над Землей.
Сейчас на рисунке 1а в окне Render Preview пусто – скучное серое поле, ни морей, ни вершин, ни островов. Но стоит только нажать на кнопку Render Image, как на нем появится красивый цветной пейзаж (рис. 1б). Он изменится, как только поменяются настройки экспозиции камеры. C ее помощью можно сгенерировать и восход, и закат, и полуденный зной. Горные вершины то засверкают на солнце, то погрузятся в ночной мрак. Жаль только окно просмотра маленькое. Рисунок красивый, хочется рассмотреть его подробнее. Не беда: жмите на кнопку Render Image, устанавливайте нужный размер картины и наслаждайтесь «взглядом из космоса» (рис. 2). Теперь совсем другое дело – горы, будто на ладони.
Как сгенерировать новый вид? Для этого на панели задач нажимаем View и переходим к вкладке Landscape, а в ней – к Generate Terrain. В последнем окне выберем подходящий Method. Пусть это будет Ridged Multi Perlin. Нажав на кнопку Generate Terrain, расположенную внизу окна, и передвинув ползунки на новые позиции, получим еще один вид. В нем горы более сглаженные, а каньоны более широкие и глубокие. Рассмотрим ландшафт на большом экране. Действительно, шпили сгладились так, что некоторые из них приняли форму горного плато (рис. 3). На картине не видно каньонов. Что делать? Попробовать изменить положение спутника? Да, как только мы это сделаем, они откроются во всей своей красе.
С горами понятно. Хотелось бы еще море нарисовать, а потом посмотреть, как оно будет выглядеть в формате 3D. На боковой панели инструментов нажмем на «морскую» кнопку – третью сверху (рис. 4). В ответ на клик откроется окно, в котором надо вписать численное значение глубины моря (Water Lavel). Пусть оно не будет слишком глубоким – 500 м. Затем нажмите на кнопку Update Maps (рис. 5). Что изменилось? Картинка в Rendering Control получила новые краски – синие. Посмотрим, что же за ландшафт мы произвели на свет. Чтобы увидеть его как настоящий пространственный объект, нажмем на кнопку 3D (рис. 6).
За горной цепочкой виднеется хрустально-голубое озеро. Оно едва заметно, и потому еще больше хочется его рассмотреть. Как это сделать, мы уже знаем.
Горы построили, озеро нарисовали, каньоны провели. Но все же чего-то не хватает. Может быть, густых облаков, охраняющих величавый покой горных вершин? Или бурной растительности, покрывающей склоны хребтов? И то и другое Terragen 0.9 умеет делать.
В предыдущих пейзажах озеро скрывалось в горах. Нарисуем новую картину: на фоне широкой глади глубокого океана возвышается высокий скалистый остров, покрытый травой и деревьями. Теперь будет легче строить ландшафт, ведь кое-чему мы уже научились. Выполняя последовательность почти тех же шагов, что и описаны выше, изобразим горный остров в море.
Начнем опять с гор. Высоту установим небольшую. А глубину моря, наоборот, сделаем больше. После всех произведенных операций на новой картине появится водная гладь, уходящая далеко за горизонт. Но этому царству воды преградила дорогу огромная невысокая гора. Ее верхушка выступает над голубым великолепием моря. Темное серое небо, приближаясь к горизонту, украшено редкими белыми облаками. За большим островом прячется маленький островок (рис. 7). Придадим этому пейзажу больше реалистичности. Для начала покроем остров густой растительностью. На панели инструментов нажмем «травяную» кнопку – вторую сверху (рис. 4). Откроется окно Landscape. В его секции Surface Map кликнем Open. В открывшемся списке выберем вариант покрытия горы – снег, трава или то и другое. После этого щелкнем по кнопке Render Preview, чтобы посмотреть на результат (рис. 8). Как видим, остров, покрытый густой растительностью, стал темнее и выразительнее. А солнце, большое и невидимое, освещает дорогу неизвестному мореплавателю. Блестящий путь тянется прямо к острову.
Гору можно покрыть не только растительностью, но и снегом, который «лежит» в разделе Surface Map. Задав в этой вкладке необходимые параметры, мы получим новую живописную картину. Кроме снега, на гору можно поместить цветы, а над ней нарисовать густые облака. Каждый раз будет получаться новая, неповторимая картина. А сколько таких уникальных шедевров можно создать, открывая для себя новые возможности программы Terragen 0.9! Вода в океане может быть разной, как, впрочем, и в природе. В океане – холодная и прозрачная, в теплых морях – мутная и густая. Покопавшись в настройках, вы найдете, как смешивать цвета, придавая краскам законченный натуральный вид.
Энтузиастов-любителей программы немало. Они овладели ею в совершенстве. Создали сообщество и демонстрируют друг другу свои шедевры, один из которых представлен на рис. 10. На сайте http://art-ro.narod.ru/Gallery/Gallery3Dp.htm выложены прекрасные галереи, нарисованные с помощью Terragen 0.9. Причудливые картины, навеянные впечатлениями от походов и путешествий. Сколько настоящего умения, изысканного вкуса и огромного желания посоревноваться с природой! Может быть, и в вашей школе найдутся ученики, для которых природа, творчество, компьютерная живопись станут еще одним увлекательным занятием? Разве может человек, вложивший часть души в рукотворную картину, посягнуть на красоту природы – беззащитную перед неразумной деятельностью человека? Пусть таких картин и компьютерных художников будет больше, и тогда, возможно, на нашей планете станет меньше грязных болот, засоренных мусором лесов и высохших озер.
Алексей АЗЕВИЧ, доцент кафедры информатизации образования МГПУ
Комментарии