В Московской области нацпроект позволил выйти на новый уровень качества образования и поддержать инновационно работающие школы. Одной из целей приоритетного национального проекта «Образование» является содействие становлению современного образовательного менеджмента, поскольку образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства. Основной идеологической составляющей нацпроекта стало выявление лидеров, способных совершить прорыв и вывести систему образования региона на более высокий уровень. Насколько эффективно удается реализовывать проект в области сегодня, оценивает заместитель министра образования и науки Российской Федерации Исаак КАЛИНА.
– Исаак Иосифович, звание «Лучшая школа» – это награда за инновационную деятельность или констатация заслуг?
– Школы, получившие звание лучших, лауреаты Всероссийского конкурса в рамках ПНПО, получившие соответствующие награды, это, как правило, школы, которые точно нельзя «измерить одной шкалой». Результаты их деятельности всегда многомерны: это и результаты стабильной текущей общеучебной деятельности, в то же время эти школы демонстрируют работу, работу позитивную, интересную, полезную ученикам и коллегам, работу, которой нет у других. И не зря победители конкурсного отбора в рамках ПНПО определяются очень разным экспертным сообществом – представителями органов управления образованием, которые отвечают за деятельность школ, представителями профессионального сообщества в лице школьных ассоциаций, представителями профсоюзов и родительским сообществом. Но хочу заметить, только тем, что школа какая-то необычная, победу заслужить невозможно. Школа должна быть очень результативной и при этом демонстрировать некие, только ей присущие инновационные моменты в деятельности, которые в самом деле заслуживают быть дополнительно изученными и распространяемыми в других школах России. Если буквально трактовать ваш вопрос, то я бы ответил, что это звание дается и за первое, и за второе, …и за третье, четвертое и пятое, и многое другое, что правильно и хорошо делают те три тысячи школ, которые ежегодно отбираются в рамках нацпроекта.
– Как вы оцениваете вклад Московской области в реализацию нацпроекта? Каковы перспективы взаимодействия с регионом по комплексной модернизации образования?
– Московская область в России – уникальный субъект Федерации, уникальный тем, что в ней имеет место быть все, что есть в отдельных субъектах РФ: есть крупные города, есть средние города, есть села, есть маленькие деревни и даже есть труднодоступные небольшие поселения. Очень разный по национальному составу субъект, очень разный по времени проживания населения (в субъекте есть коренные жители, есть временно приехавшие, и их очень много в последнее время). Вот это сверхмногообразие Московской области, конечно же, дополнительная сложность для организации системы образования. Но для российской системы образования Московская область этим и важна, в этой связи можно сказать, «если что-то получается в Московской области, то это должно работать и в других субъектах, потому что практически ни у одного субъекта РФ нет того, чего бы не было в Московской области». Московская область есть интеграция всех региональных особенностей всех субъектов России (пожалуй, нет в области только кочевой школы, все остальное есть). Именно поэтому мы особенно внимательно стараемся следить за работой в области, взаимодействовать с органами управления образованием Московской области в рамках ее модернизационных процессов. Я бы даже сказал так: Московская область – великолепный регион для отработки, для апробации новых механизмов в системе образования. То есть система образования Московской области – это своеобразная модель системы образования Российской Федерации, со всеми присущими этой системе проблемами и возможностями.
– В чем вы видите своеобразие образовательной политики этого региона?
– При всех особенностях этого региона надо сказать, что образовательная политика региона отличается и, наверное, должна отличаться особой осторожностью, особой глубокой проработанностью всех вводимых изменений. Если в небольшом субъекте РФ гораздо легче принимать управленческие решения, потому что для их принятия нужно исследовать гораздо меньшее количество параметров, в Московской области количество параметров, которое необходимо учитывать при принятии управленческого решения возрастает многократно. Конечно, «осторожность» в очень хорошем смысле этого слова, ибо без осторожности вряд ли можно обеспечить если не стабильность, то по крайней мере сбалансированность региональной системы образования.
– Насколько вы знакомы с подмосковными школами? Есть ли у вас лично фавориты в области?
– Вряд ли я могу считать, что я как-то хорошо знаком с подмосковными школами, хотя за последние 15 лет я был примерно в двух десятках из них. Наверное, со стыдом признаюсь, что школы в гораздо более далеких субъектах РФ, например, в Якутии, Башкортостане, Челябинской области знаю лучше, чем подмосковные. И поэтому сказать, что какие-то школы лучше, какие-то хуже, точно не могу. Наверное, и не в этом задача, я думаю, что задача всех уровней управления образованием, начиная от региональных и до федерального, заключается в том, чтобы любая школа в Москве, в Московской области, в Якутии и любом другом субъекте России соответствовала тем требованиям, которые сегодня предъявляют общество, сама жизнь, по сути, к школе и которые должны в ближайшее время быть четко прописаны в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. Ведь недаром был принят закон о новой структуре федерального государственного образовательного стандарта. Если прежний стандарт описывал, что детям изучать, то сегодня новый федеральный государственный образовательный стандарт описывает абсолютно все аспекты школьной жизни: и что дети должны изучать, и кто их должен учить, и в каких условиях должен осуществляться образовательный процесс, и какие требования должны предъявляться к ученикам и педагогам, к школе вообще как к учреждению. Именно такому стандарту, утвержденному на федеральном уровне, должны соответствовать все школы РФ независимо от того, где они находятся. И место положения школы, которую мы создаем для того, чтобы в ней учились, воспитывались, формировались будущие граждане РФ, никак не может быть оправданием нам, взрослым, если создается ситуация, в которой можно сравнивать, какая школа лучше, а какая хуже. Все школы должны быть хорошими, так как все 14 миллионов учеников, которые приходят в эти школы, имеют полное право учиться в хорошей школе, а задача всех нас, взрослых, реализацию этого права им обеспечить.
– Что вы пожелаете подмосковным школам?
– В пожеланиях лучше не быть оригинальным: я желаю успехов. Сегодня подмосковная школа набрала очень хороший темп развития, но задачи, которые необходимо решить, требуют максимальной мобилизации усилий по модернизации образования, коренному изменению деятельности школы, ее роли в обществе. Система образования должна, не снижая качества повседневной работы, осуществить перенастройку всей деятельности на инновационной основе. Это требует от региональных властей – не только руководителей образования – повторения подвига Одиссея, который прошел между Сциллой и Харибдой: обеспечить необходимую жесткость, без которой не добиться результата, но при этом соблюсти интересы людей, не допустить роста социальной напряженности. Я высоко оцениваю руководство Московской области и уверен, что губернатору области Борису Всеволодовичу Громову хватит решимости и мудрости, чтобы выдержать этот баланс, а Лидии Николаевне Антоновой и ее команде достанет энергии, чтобы реализовать принятые решения. Поэтому я искренне желаю подмосковным коллегам успехов – успехов, заслуженных качественной, самоотверженной, просто хорошей работой.
Комментарии