search
main
0

Осторожно! Злой учитель!

Какие права имеют польские школьники

В Варшаве этой нелегкой работой занимается пани Люцина Боярска. Создано даже целое Бюро уполномоченного по правам учащихся. Кроме пани Люцины, которая является единственным штатным сотрудником этого бюро, там работают около 20 учащихся варшавских средних школ. Так чем же они занимаются? Какие результаты уже достигнуты за прошедший период? Пани Люцина охотно ответила на вопросы корреспондента <>.

Как школьнику попасть на прием к уполномоченному по правам учащихся?

Трудности в работе

Очень осложняет работу Бюро уполномоченного по делам учащихся то, что современный Закон об образовании Польши был принят недавно и поэтому еще не все его положения четко сформулированы. Например, согласно Кодексу административных действий, если уполномоченный начинает проводить разбор какой-либо жалобы, то ему на это дается только один месяц. Но уложиться в этот срок, как правило, не удается, т.к. дело считается закрытым, только когда восстанавливается правовой порядок.

Несколько лет назад в Польше отменен Кодекс учащегося. Сейчас каждая школа имеет свой собственный статус, в котором среди прочего записаны права и обязанности учащихся. Однако далеко не каждый ребенок об этом знает, поэтому сейчас в Бюро уполномоченного по делам учащихся готовится специальный информационный выпуск о правах и обязанностях школьников.

Какие жалобы поступают к уполномоченному?

Из сводки, составленной авторами отчета, следует, что самое большое количество жалоб, поступающих к уполномоченному по делам учащихся, – на директоров школ (88). Это можно обьяснить тем, что именно им чаще всего приходится принимать окончательное решение об исключении ученика из школы. На втором месте по количеству жалоб стоят классные руководители (40), а на третьем – школьные учителя (27). Любопытно, что среди предметников по количеству жалоб лидируют учителя математики, а второе место занимают преподаватели физики, причем 12 из 16 жалоб на учителей физики касались того, что они вынуждали учащихся ходить на дополнительные платные занятия. Меньше всего жалуются польские школьники на учителей истории, информатики, немецкого языка и рисования.

Исключение из школы

Все действия по исключению ученика из школы должны быть правильно задокументированы. В актах должны быть все документы, имеющие отношение к делу, и все протоколы, например протоколы опроса свидетелей и т.д. По утверждению уполномоченного по делам учащихся, ни в одном из рассматриваемых дел не было правильно оформленной документации.

Учащийся, если он уже совершеннолетний, или же его родители имеют право участвовать в процессе расследования, т.е. они должны быть заранее проинформированы о том, когда и где будет получено то или иное доказательство вины, и потом должны там присутствовать и, если необходимо, даже задавать вопросы свидетелям.

Еще одно право учащегося – возможность ознакомиться и получить копии всех документов, включая протоколы, касающихся исключения его из школы. Только в двух случаях из всех рассмотренных это правило соблюдалось. Доходило порой до абсурда, когда для того чтобы дать возможность ученику ознакомиться с его документами, от него требовали разрешения вышестоящей организации. По мнению авторов отчета, главной причиной запрета на ознакомление с документацией является ошибочное мнение многих директоров школ, что такого рода документы педагогического совета являются секретными. Это ошибочное мнение – в административных вопросах секретной информацией считается в Польше только то, что является государственной тайной, но даже и она находится под контролем суда.

Согласно положениям административного кодекса, обжалование решения об исключении из школы может быть подано учеником в течение 14 дней со дня его принятия. В это время ребенок имеет право продолжать ходить в школу, за исключением только тех случаев, когда его отсутствие необходимо для сохранения здоровья или жизни людей или же при угрозе большого ущерба народному хозяйству. По наблюдениям уполномоченного по правам учащихся, в 50% случаев пытались <> от учащегося сразу же после принятия решения.

Обжалование принятого решения об исключении из школы должно быть подано директору школы, и он в течение 7 дней должен принять решение о целесообразности пересмотра дела, но если директор все-таки настаивает на исключении, он обязан само обжалование и все документы передать в вышестоящую инстанцию, чаще всего это окружной отдел образования. Часто случалось и так, что обжалование, поданное директору школы учеником, вообще не рассматривалось или же директора школ не выдавали ученикам письменное решение об исключении, тем самым закрывая возможность обжалования.

Недобросовестная оценка знаний ученика

Авторы отчета иллюстрируют несправедливое выставление оценок на примерах.

Учащийся известного в Польше общеобразовательного лицея получал неудовлетворительные отметки по польскому языку, при этом учитель утверждал, что исправить их без дополнительных занятий он не может. Однако учащийся категорически отказывался от дополнительных платных занятий, утверждая, что он не отстает от ровесников. Чтобы доказать это своим родителям, он переписал сочинение у отличника и получил за него три с плюсом, при том, что товарищ получил за нее 6 (в Польше введена шестерка для выделения исключительных, превосходных знаний). Обе эти работы среди прочих находятся в Бюро уполномоченного по правам учащихся.

Другой пример. Ребенок жил в Германии четыре года, ходил там в немецкую школу, где имел по немецкому языку оценку <>. После возвращения в Польшу учитель немецкого языка (польский студент германской филологии) поставил ему годовую оценку также <>, аргументируя это тем, что у учащегося не было прогресса и продвижения вперед.

Прогулы и оправдание отсутствующего

В нескольких школах наблюдались такие случаи, когда учителя записывали в журнале как отсутствовавших учащихся, опоздавших и поэтому не допущенных до занятий. По мнению уполномоченного по правам учащихся, такие действия учителя являются противоправными, т.к. он, во-первых, фальсифицирует официальные документы, а во-вторых, учащийся не может оправдаться по поводу своего вынужденного прогула, ведь он был готов присутствовать на занятиях, а ему такой возможности не дали. Кроме того, нельзя забывать о том, что в результате таких действий учителя ребенок оказывается предоставленным самому себе и в случае какого-либо несчастья ответственность несет тот, кто не допустил ученика до занятий.

Сбор денег в пользу школы или учителей

Насилие в школе

1. Насилие учителей по отношению к учащимся (таких жалоб поступило только две).

2. Насилие одних учащихся по отношению к другим: кражи с запугиванием, выбор <>, издевательство над новыми и слабыми учениками.

В настоящее время проблема насилия в школах стоит очень остро и требует отдельного разговора, ей будет посвящен отдельный материал.

Другие проблемы

В прошедшем учебном году уполномоченный по правам учащихся разбирал 12 заявлений, касающихся тяжелого положения больных детей в школе, которая рассчитана все-таки на здоровых.

Оказывается, есть серьезные проблемы с продолжением обучения у некоторых школьников, ранее обучавшихся за границей даже в <> западных странах. Это главным образом те учащиеся, у чьих родителей не удалась, не сложилась <> за рубежом, а дома они вынуждены искать работу, квартиру и т.д.

* * *

На примере Варшавского воеводства видно, как обстоят дела в настоящее время с правами учащихся в Республике Польша, что беспокоит польских школьников. А если серьезно задуматься над поставленными здесь вопросами, то, наверное, многие согласятся, что в тексте можно спокойно опустить слово польская, и тогда все проблемы будут до боли знакомыми, нашими.

Галина АНИСИМОВА,

соб.корр. <>

Варшава

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте