Вопрос о “сотворении кумиров” изучает не только религиоведение. Ведь кумир или идеальный образ могут влиять на поведение человека, на выбор жизненного пути, на формирование ценностных установок. Кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии профдеятельности Академии государственной службы при Президенте РФ Елена ЧИРКОВСКАЯ – один из авторов нашей газеты. Мы попросили Елену Георгиевну ответить на несколько вопросов.
Предпосылки создания кумиров возникают в подростковом возрасте, когда ведущим видом деятельности становится интимно-личностное общение и когда наступает период самоопределения. Молодые люди ищут тех референтных, то есть наиболее значимых, важных для них людей, на кого они хотели бы быть похожими. В этот период особенно референтной становится та среда, в которой ребята находятся, – дворовая компания, классный коллектив, если он сплоченный, старшие ребята. Моему сыну семнадцать лет, я его спросила: “Кто является для вас кумиром?” Он ответил: “То, что не родители, – это точно”. Действительно, очень часто это старшие ребята или даже взрослые, люди со стороны. Если ребята увлекаются, например, автомобилями, любят копаться в моторах, то тот старший, кто хорошо в этом разбирается, может стать для них кумиром. То же с музыкой. Для тех, чьи интересы лежат в этой области, люди, которые больше знают, тоже могут стать кумирами…
– Во взрослом возрасте возможно поклонение кумирам?
– В подростковом возрасте это происходит чаще, потому что здесь есть определенные психологические предпосылки, связанные с развитием личности, ее становлением. Ребенок отрывается от семьи, от родителей и старается найти свое место в обществе, определить свою роль, позицию в нем. В этот момент появляются люди, которые помогают социализироваться, создавая некую иерархию идеалов. Во взрослом возрасте это тоже может иметь место, и особенно в профессиональной среде. Это во многом связано с кризисами возрастного развития, например в 21 – 25 лет, когда молодой человек, закончив образование, попадает в профессиональную среду и вдруг видит, что та картина мира, которая у него сложилась до этого времени, не соответствует действительности. Рядом с ним могут оказаться важные люди, профессионалы, наставники, способные помочь. Они тоже могут стать кумирами, хотя, если точнее, это некие идеальные образы, а не кумиры. Они отличаются от кумиров молодежной среды тем, что там кумиры нестойкие. Идеальный образ более собирательный, осмысленный. Наши исследования среди взрослых показывают, что наиболее значимые для них люди, повлиявшие на выбор жизненного пути, как правило, или учитель, или тот человек, к которому они пришли как молодые специалисты, старший начальник или родители. Отец – чаще для мужчин.
– То есть кумиры или идеальные образы могут сопровождать человека до конца жизни.
– Да, и если они разрушаются, видоизменяются, то в те кризисные моменты, когда человек понимает, что они не соответствуют тому идеалу, который он для себя определил. Возникает основа для личностного кризиса: несовпадение между идеальным образом “Я”, образом, созданным определенным кумиром, и своим собственным реальным образом.
– Может ли кумир оказывать какое-то воздействие на человека, программировать его?
Специально организованное создание кумиров вполне возможно. В его основе – особые технологии, психологическое воздействие на толпу. Кумир – тот, кому поклоняется большое число людей. Конечно, создав кумира, можно манипулировать сознанием молодежи. Но не только. Взять новомодную передачу “За стеклом” на ТВ-6. С точки зрения психологического содержания здесь редакторы или режиссеры сыграли на психологической особенности человека, который любит подсматривать в замочную скважину, подглядывать за тем, что запрещено, – за частной жизнью людей. И многие, представляя себя на экране, в компании этих людей, начинают сверять их действия со своими подсознательно. Почему они себя ведут так, а не иначе, как мне себя вести? И появляется некая норма поведения для других. Вот вам пример манипуляции сознанием.
– Политического деятеля можно сделать кумиром?
– Политические технологии для того и существуют, чтобы увлечь людей за кем-то, вызвать интерес, убедить. И разрушается создаваемый образ, когда он не совпадает с идеалом, созданным в политической программе. Пользуясь определенными технологиями, в том числе по созданию имиджа, можно “сотворить” кумира для подрастающего поколения, но сейчас, в отличие от советского времени, такого государственно организованного кумира пока не существует. А тогда он создавался, и кодекс строителя коммунизма так или иначе, наивно, формально, но формировал некий идеальный образ кумира – эффективного, успешного человека для того времени.
– Что необходимо кумиру, чтобы стать кумиром? Мы выяснили, что нужно соответствовать идеалам определенной группы людей, использовать необходимые технологии. А личностные особенности играют роль?
– Конечно. Нужна некая харизма – совокупность личностных особенностей, то, что называется изюминкой. Необычность, которая позволяет обращать на себя внимание. Умение себя подать, выделиться из толпы. Есть психологические понятия восприятия: фон и фигура. Фигура выделяется из фона, когда по каким-то причинам она не совпадает с ним. Или она яркая, или более выражена, неадекватная тому фону, в котором она присутствует. И наше восприятие готово к принятию этой фигуры. Это, конечно, необходимо кумиру.
– Как школе относиться к кумиру?
– Запретный плод сладок. Если будем запрещать, то детям ничего не остается, как верить в то, что запретно. Раз запрещают, значит, это хорошо, значит, это интересно. Другое дело – разрешать все, это тоже может привести к нежелательным результатам. Поэтому учителю, на мой взгляд, важно знать о молодежных кумирах, уметь объяснять свою позицию – позицию взрослого, приводить свое мнение. Но все-таки право выбора оставлять за молодежью с учетом каких-то их особенностей – все-таки другое поколение. Нужно формировать ответственность за свои поступки и самостоятельность. Когда мы, взрослые, берем на себя обязанность развенчивать что-то, тогда не даем права выбора и не ставим ребенка в ситуацию самостоятельного выбора, предполагающего ответственность за него, как во взрослой жизни.
– Есть понятия “фанат” и “поклонник”. В чем разница и сходство?
– Фанаты больше привержены к поклонению, к вере в некий фетиш. Им становится кумир. Это безмерное поклонение, на грани психопатического состояния.
– Особенно в футболе!
– Да, здесь мы наблюдаем пример организованного манипулирования сознанием. Взята за основу любовь к спорту. Когда мы болеем, появляется азарт, повышается адреналин, изменяется поведение человека. Им организаторы движения фанатов пользуются. Потому что в состоянии эмоционального подъема, аффекта (позитивного или негативного – не важно) стираются особенности контроля поведения. Мы знаем, что когда происходит непреднамеренное убийство и проводится экспертиза, то она пытается установить психоэмоциональное состояние. Был ли убийца в состоянии аффекта или контролировал свои поступки. Если был в аффекте – другое наказание и другая статья. Так же и здесь, мы имеем дело с другим, видоизмененным психоэмоциональным состоянием, основанным на феномене заражения. Целая масса людей способна заразиться им и от одного человека. И даже не важно, какая философия, какое содержание стоит за этим. Пройдет все. Контроль и самоконтроль ослаблены. И это может вести к агрессивному, разрушительному поведению впоследствии.
У поклонника осмысленное отношение, не фанатичное. Это более осознанный выбор. Вот коллекционер. Он расширяет за счет собирательства свой кругозор. А бывает фанат-коллекционер, который пойдет на все что угодно, чтобы данную вещь приобрести.
– А у вас был кумир?
– Я думала об этом. У меня кумирами являются родители, мои самые близкие люди, и свои поступки я сверяю по ним. Но я вижу, как дети заполняют анкеты: там всегда присутствует, есть ли у тебя кумир, кто он. Есть ли у тебя идеал, кто он. Следовательно, этот вопрос достаточно важен для них. Кумир определяет эмоциональный и эстетический вкус. И обращая внимание на то, кто для кого является кумиром, они строят отношения в своей среде.
Виктор БОЧЕНКОВ
Комментарии