Забота о детях – инстинкт человека, который достался ему от далеких предков. В современном мире этот инстинкт видоизменился, подстроившись под актуальные аспекты жизни. Теперь безопасность детей – цель и обязанность не только конкретных людей, отцов и матерей, но и всего общества. Как же нам защитить подрастающее поколение от угроз, которые мы сами плохо понимаем? Для этого нужно понять, что именно ему угрожает.
Первое, что приходит на ум, – физическая угроза жизни и здоровью ребенка. «Бить детей нельзя» – основной постулат современной педагогики. Физическое насилие в отношении детей неприемлемо. В то же время наших родителей и их родителей воспитывали кнутом и пряником: получил пятерку по математике – держи 5 копеек, порвал новые школьные брюки – получай подзатыльник. Выросли же как-то! Бить детей ни за что, конечно, нельзя, но воспитание еще никто не отменял, а оно так или иначе связано с наказаниями. Очень важно знать меру и прибегать к физическому наказанию в крайних случаях, ведь оно причиняет боль не только провинившимся детям, но и родителям, которым приходится использовать подобные способы воспитания.
В наше время дети страдают в большей степени от воздействия совсем других факторов. Стрессоры (экстремальные факторы среды, провоцирующие стресс) современных детей можно условно разделить на две категории – внешние и внутренние. Они тесно связаны: внешние стрессоры могут формировать внутренние и провоцировать их обострение. Внешним стрессором могут выступать мелкий бытовой конфликт, неблагополучная атмосфера школы и семьи, чрезмерное воздействие социальных сетей, что особенно актуально для детей поколения Z. Внутренние стрессоры – реакция психики человека на внешний раздражитель. Влияние вторых могут минимизировать родители: ограничивать доступ своих детей к Интернету, приглядывать за знакомыми и друзьями ребенка. За влиянием первых надо только следить: регулярно проводить с ребенком свободное время, ненавязчиво спрашивать у него о настроении, делах, оценках.
Главное правило здесь – не переборщить. Тотальный контроль за жизнью формирующейся личности может вызвать ее пассивность и ограниченность во взрослом возрасте. Гиперопека – вид патологического воспитания, характеризующийся желанием защищать ребенка даже в отсутствии реальной угрозы его физическому и психическому здоровью. Если же есть признаки подобных угроз (подозрительные друзья, группы в подписках, следы (синяки, ссадины, порезы) на теле, взрослые должны немедленно помочь ребенку.
Не стоит забывать, что проблемы психологического характера практически всегда пагубно сказываются на самочувствии человека, особенно в юном возрасте, когда ребенок наиболее восприимчив к разного рода влияниям. Особенно внимательно надо относиться к самым мелким изменениям в поведении ребенка, касается это и мальчиков, и девочек. Вспышки агрессии, замкнутость, странные привычки могут быть как невинными проделками настроения, так и зачатками девиаций поведения. Девиантное поведение (следствие социальных девиаций) – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых норм, устоявшихся в социуме. Речь идет о широком классе отклонений – от социофобии (боязни общества) и социопатии (ненависть и презрение к обществу) до хронической депрессии.
Часто происходят ситуации, когда родители слишком поздно замечают фатальные изменения личности и перекладывают ответственность на школу, мол, дети там проводят большую часть времени, и учителя должны что-то замечать, а школа в свою очередь говорит приблизительно то же самое. В таком случае ребенок не находит поддержки ни дома, ни в школе, замыкается, и даже невинная проблема (ссора с родителем, плохая оценка, конфликт с одноклассником) может перерасти в настоящую угрозу для его здоровья.
Родителям не стоит бояться таких ситуаций. Страх может привести к неправильной реакции как самих родителей, так и детей. Отрицание существования проблемы или конфликта также не поможет никому, нужно подходить к решению проблемы с умом и комплексно. Лучший товарищ – рационализм:
1. Если родитель замечает, что с его ребенком что-то не так, оптимальная реакция – диалог. Необходимо говорить с детьми. Не кричать на них, не обвинять в чем-то, а вести с ними беседу на конкретную тему так, чтобы те понимали суть проблемы, но не думали, что они сами являются проблемой для своих родителей.
2. Необходимо обратиться в школу и поговорить с классным руководителем и школьным психологом. Первый может приглядывать за учеником и сразу же сообщать родителям о деталях происходящего. Второй должен помочь ребенку в критической ситуации, если такая все же произойдет.
Таким образом, слаженная работа родителей и школы может спасти маленького человека от ошибок и решений, которые могут сломать его. Эти нехитрые советы могут помочь любому родителю заметить в своем ребенке изменения. Нельзя забывать, что ответственность за безопасность подрастающей личности лежит и на семье, и на школе, поэтому если ребенок будет чувствовать поддержку в семье, осознавать важность своего пребывания в школе, то он будет в целости и невредимости.
Софья ГОНЧАРОВА, ученица 11‑го класса школы №1987
Комментарии