Наступил новый учебный год. Родители, ученики и учителя к нему активно подготовились. В центре подготовки были и руководители образования. Оперативно завершали ремонты и комплектование школ не только мебелью, инвентарем, но и учебниками. Об учебных пособиях хочется сказать отдельно.
Из года в год за счет бюджета у издательств закупаются учебники с грифом «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» и из года в год учителю приходится быть начеку, так как в учебниках встречаются ошибки, опечатки, неточности и откровенный брак. Например, учебник всеобщей истории В.В.Носкова и М.П.Андреевской для 7-го класса корпорации «Российский учебник» издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ» 2018 г. напечатан с перевернутой обложкой. В учебнике русского языка для 6-го класса (часть 2, издательство «Просвещение», 2017 г., 7-е издание) на стр. 130-131, 134-135, 142-143, 154-155, 158-159 отсутствует текст: чистые страницы без правил, упражнений и т. д. Авторы данного учебника – Л.М.Рыбченкова со своим коллективом – на стр. 3 учебного пособия пишут, что «особенностью учебника является направленность обучения на взаимосвязанное овладение языковой, коммуникативной и информационной компетенциями». И как же это достигается через чистые страницы учебника? А это в сумме 14 страниц! Учитесь успешно?! Учебник обществознания для 8-го класса издательства «Просвещение» под редакцией академика Л.Н.Боголюбова поступил в школьные библиотеки в 2018 году с повторяющимися из года в год ляпами. Например, на стр. 179 дана схема «Факторы производства» с 4 элементами – земля, труд, капитал, предпринимательские способности; а в тексте параграфа курсивом выделены 5 факторов, включая информацию. Если у ребенка хорошо развита зрительная память, то 5-й фактор, не включенный в схему, будет из его памяти выпадать (рис. 1). В учебнике обществознания для 7-го класса под редакцией вышеназванного автора на стр. 135 под фотографией нет подписи, на стр. 140 в §17 слитно написано 2 слова «…их соседейтысячу лет…» (рис. 3). В учебнике обществознания для 9-го класса под грифом «Академический школьный учебник» под редакцией Л.Н.Боголюбова на странице 192 в §22, в разделе «Мнения», указаны годы жизни Л.Толстого 1828-1810. У старшеклассников такая информация в «академическом» учебнике вызывает ехидные замечания и язвительные шутки (рис. 2).На качество содержания учебников постоянно сетуют коллеги, все эти ошибки, ляпы вызывают уже не улыбку и смех, а только раздражение! В одной из газет я прочитала, как коллега, учительница начальных классов, выкручивается при обнаружении ошибок: «Авторы вас проверяют, расставили вам ловушки». А это учебники для начальной школы! В старшей школе такое объяснение не пройдет.О том, что в учебниках много ошибок, говорит косвенно и тот факт, что корпорация «Российский учебник» объявила на своем сайте акцию «Педагогический контроль качества учебников» на бесплатной основе: «…мы инициируем сбор ваших сообщений о замеченных ошибках и опечатках… просим вас обратить внимание на содержание учебных изданий, вышедших из печати в период с 2015 года по настоящее время. Если вы найдете 10 и более ошибок… вам будет предоставлен сертификат на курсы повышения квалификации с выдачей удостоверения установленного образца». Мне и моим коллегам хочется работать по качественным, методически грамотным учебникам. Мы не должны рецензировать авторов, контролировать издательства по вопросам полиграфического брака, заменять корректоров, тратить время уроков на комментирование и исправление ошибок авторов учебников. Это не трудовые функции учителя! Мы должны добросовестно учить детей по качественным учебным пособиям, а учебник для школьника любого возраста должен быть образцом знаний! Кто же и как должен дать нам такой учебник и кто отвечает за его качество? Согласно приказу Минобрнауки РФ от 18.07.2016 №870, чтобы учебник попал в Федеральный перечень, он должен получить положительное экспертное заключение по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз, три последние проводятся после положительных заключений по научной и педагогической экспертизам. В пункте 17 вышеназванного приказа выдвинуто требование к выводу экспертизы: «В учебнике отсутствуют ошибки, опечатки».
Летом этого года гимназия №13 г. Красноярска получила учебники на сумму более 2 млн 783 тыс. рублей для 1800 учеников. А краевое министерство выделило на приобретение учебников 514 млн 300 тыс., включая и 34 тыс. электронных учебников. Декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук Е.Ленская замечает, что известное издательство обещало перейти на электронные учебники, а вместо этого оцифровало уже готовые и выложило в Интернет. Интересно, в электронных учебниках, что закупил край, есть подобного рода ляпы? К сожалению, приказ №870 не работает, если за счет бюджета из года в год приобретаются такие некачественные учебники. Возникает вопрос: какая астрономическая сумма государственных средств израсходована на такого рода учебники в масштабах РФ? Какова прибыль издательств, печатающих по государственному заказу учебные пособия, и каков авторский гонорар? Уверены, что на эти деньги можно найти компетентных, грамотных, ответственных специалистов и добросовестных ученых, которые качественно выполнят эту работу. Верим, что дети будут учиться, а коллеги – работать по эталонным учебникам.
Фаима ВАЛИЕВА, учитель обществознания школы №13, Красноярск
Комментарии