Особенности письма как эпистолярного жанра. Урок развития речи в 7-м классе
IV. Прочитайте стихотворение Г.Кружкова « в редакцию». Какими языковыми средствами достигается юмористический эффект данного послания? в редакцию
Речевая разминка:
Письмо
Само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути.
Нетрудно письму
Увидеть свет:
Ему
Не нужен билет.
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный пассажир.
(С.Маршак)
– Из какого стихотворения С.Маршака взят этот отрывок?
– Что создает стремительность движения письма?
– Расставьте логические ударения в каждой строке.
Выпишите из «Словаря иностранных слов» значение слов: эпистола, эпистолярный, адресат, адрес, адресант.
I. Каков порядок написания адреса в нашей стране?
– Прочитайте «Памятку по правильному оформлению адреса»:
1. Фамилия, имя, отчество и адрес адресанта. 2. Индекс, город или поселок (деревня, станция). 3. Область, район. 4. Улица (площадь, проспект, переулок). 5. Номер дома, корпуса, квартиры. 6. Фамилия, имя, отчество адресата.
– Помните, что фамилия, имя, отчество адресата должны употребляться в дательном падеже, адресанта – в родительном падеже.
Обратите внимание на знаки препинания при написании адреса.
От кого: Иванова Николая Кузьмича
440018, г.Пинск, Брестская обл., ул. Брестская, д.2, кв.45.
Кому: Ивановой Татьяне Федоровне
Куда: 628447, п. Нижнесортымский Тюменской обл., Сургутского района, ул. Северная, д.7, кв.8.
II. Напишите правильно свой домашний адрес.
III. Герой какого рассказа отправил письмо по следующему адресу: «На деревню дедушке»? Кто автор рассказа? Какие ошибки в оформлении адреса допустил мальчик?
IV. Прочитайте стихотворение Г.Кружкова «Письмо в редакцию». Какими языковыми средствами достигается юмористический эффект данного послания?
Нижеподписавшийся
волка повстречал,
вышеупомянутый
громко зарычал.
А вокруг все цветики –
Просто благодать.
По причине этого
Жалко пропадать.
Крикнул: «Караул!» –
И на полной скорости
К речке драпанул.
Вышеупомянутый,
Голодом томим,
В том же направлении
Кинулся за ним.
К счастью, тут охотничек
Мимо проходил,
Каковой впоследствии
Волка застрелил.
Просит за спасение
Выразить охотничку
Это поздравление.
– Какие стили намеренно смешаны в письме?
– Приведите примеры слов и оборотов, относящихся к официально-деловому, разговорному, художественному стилям.
V. Перед вами письма великих русских писателей. Обратите внимание на структуру этих писем и речевые обороты, используемые в них.
И.С.Тургенев – Полине Виардо
Спасское. 1868.
«…Кругом было восхитительно красиво; и если Вы когда-нибудь приедете в Спасское, я поведу Вас к этой скамье.
Посреди хорошенькой лужайки; за ними сквозь свисающие ветви берез виден пруд, или, вернее, Спасское озеро… Вы увидите, это очень красиво. Там есть соловьи, которые, к несчастью, больше не поют, малиновки, дрозды, иволги, горлицы, зяблики, щеглята и множество воробьев и ворон; это несмолкаемый гомон, к которому издали примешивается пение перепелов во ржи…»
Н.В.Гоголь
Из письма к М.И.Гоголь. 1830.
«Часто наводит на меня тоску мысль, что, может быть, долго еще не удастся мне увидеться с вами. Как бы хотелось мне хотя на мгновенье оторваться от душных стен столицы и подышать хотя на мгновенье воздухом деревни!
Но неумолимая судьба истребляет даже надежду на то. Как подумаю о будущем лете, теперь даже томительная грусть залегает в душу…»
VI. Прочитайте таблицу (см. ниже). Объясните, от чего зависит выбор той или иной речевой формулы.
VII. Для того чтобы друзьям было приятно получать ваши письма, запомните некоторые правила их написания:
Обязательно указывай дату и место написания письма. Избегай употребления грубых и бранных слов, кличек. Не употребляй оборотов: «Жду ответа, как соловей лета», «Лети с приветом, вернись с ответом», «Желаю тебе цыганского веселья, кавказского долголетия».
Задание на дом. Напишите письму другу (маме, бабушке, дедушке…).
Фарида АЙГИСТОВА, учитель русского языка и литературы Нижнесортымской СШ, участник конкурса «Сто друзей-2004», Тюменская область
Комментарии