C большим интересом прочитал статью Ирины Димовой «Эхо конкурса» («УГ» №38 от 18 сентября 2018 года), посвященную истории проведения конкурса «Учитель года» в России за почти три десятилетия. Особое внимание обратил на ту часть, где говорилось о моем родном Ставрополье. Слежу за конкурсом.
Знаю, что учительница английского языка из моих родных Ессентуков выступила очень достойно на Всероссийском конкурсе «Учитель года России»-2018. Рад за нее! Когда прочитал статью Ирины Димовой, то она вызвала у меня почти ностальгические воспоминания.В 1996‑м учительница французского языка Елена Букша заняла первое место на краевом этапе конкурса и позже достойно представила наш Ставропольский край в Москве. Второе место на краевом финале занял я. За 22 года в памяти стерлись некоторые детали, но многое помнится.В тот год нужно было прислать кассету с записанным уроком в жюри конкурса заранее. Оплачивать пребывание нескольких десятков учителей в течение недели и смотреть, как они работают в «чужом» классе, в середине нищих 90‑х было просто нереально.На следующий день мы выполняли задания с тайным судейством жюри. В качестве зрителей и участников присутствовали в ходе конкурсных выступлений своих соперников. Имели возможность общаться друг с другом, обсуждать такие порой похожие проблемы в работе учителя.Особенно запомнился мне учитель лет сорока из одного небольшого города. Он производил на всех нас, конкурсантов, очень сильное впечатление не только своей эрудицией, общей культурой, умением убеждать. Это был человек, который легко мог породить дискуссию на любую профессиональную тему и очень достойно в ней выглядеть. Люди моего возраста помнят, как в лихие 90‑е мутная волна политической борьбы выносила наверх довольно случайных персонажей, мало что собой представлявших как личности. Некоторые даже успели побывать в министерских креслах. А потом ушли в небытие. Учитель, который мне запомнился из 96‑го, был совершенно другим. Он напоминал тот тип педагога, что был ярко создан Вячеславом Тихоновым в фильме «Доживем до понедельника». В один из моментов наших конкурсных состязаний он вступил в острую полемику с кем-то из членов жюри и выиграл в сущностном споре. Я вдруг поймал себя на остром желании подойти к коллеге и предостеречь: «Что вы делаете?! Вы же работаете против себя! Нельзя так!» Потом понял: правильно сделал, что не подошел. Этот человек не думал о победе в конкурсе. Видимо, главным для него было не изменять собственным принципам, собственной позиции. Для меня он остался в памяти классным педагогом, которого порой так не хватает школе.Вечером первого конкурсного дня нас собрали в большой аудитории и впервые объявили общую сумму баллов каждого участника. Помнится, в финал прошли шесть или семь человек. Нашего неформального лидера в финале не оказалось. А жаль…В упомянутой мной статье автор говорит о том, что участие в конкурсе «Учитель года» стало «мощным мотиватором для дальнейшего творческого роста». Кому-то оно позволило двигаться и по карьерной лестнице. Плохо это или хорошо, но у меня никогда не было карьерных амбиций. Хотя неплохой опыт организатора внеклассной воспитательной работы на заре своей педагогической деятельности имею.Через два года после участия в конкурсе я в пятый раз набрал учеников в первый класс и прошел с ними 10 лет от первого звонка до выпускного. Это был мой собственный, как сейчас модно говорить, авторский проект.Когда в 2007 году я получил президентский грант, мне предложили стать участником педагогического фестиваля «Талант» в Невинномысске.Коллегам, приехавшим из десятков городов и сел края, я представил тогда свое сообщение «Театрализация как фрагмент урока английского языка». Был рад тому, что мой опыт вызвал интерес у собравшихся.И очень правильно, что «Учительская газета» обратила внимание на поистине эксклюзивную, по-моему, не имеющую аналогов деятельность в Невинномысске народного учителя России Александра Калкаева.На фестиваль «Талант» вот уже много лет приглашаются сотни ярких, самобытных учителей. Здесь они получают возможность поделиться своими авторскими наработками, увидеть «профессиональную кухню» товарищей по профессии.
В 2008 году мне довелось поработать в жюри на краевом финале конкурса «Учитель года». Мы оценивали работу молодых учителей в номинации «Педагогический дебют». Особенно запомнилась учительница английского языка из Зеленокумска. Она не стала победителем. Но видели бы вы ее урок в незнакомом классе! Полный контакт с детьми, юмор в речи и при этом абсолютная методическая точность. И последнее. Автор статьи говорит об очень достойном материальном поощрении учителей, становящихся победителями конкурсов сегодня. Хорошо, что мы дожили до этого времени! В 1996‑м я получил две тысячи рублей за второе место в крае. Добавил примерно столько же своих кровных и приобрел видеомагнитофон. Пользуюсь им до сих пор!
Владимир ГАЛЬЦЕВ, учитель английского языка, Ессентуки, Ставропольский край
Комментарии