Ежеминутно в нашей жизни что-то происходит, и даже какое-то незначительное событие, которому и значения-то не придашь, способно всю жизнь повернуть совсем в другую сторону. Встреча с книгой – одно из таких событий. Ничего особенного вроде бы. Взял, прочел, задумался, но новая мысль (сам не замечаешь, как, когда) уже определила или повлияла на последующий поступок. Причина – следствие, следствие – причина. Одно без другого не бывает. Мы зачастую не подозреваем, как все взаимосвязано…
Что читать и зачем? Вопрос этот тем более труден, что для ответа на него необходимо уметь разбираться в себе, заглядывать в себя. Хотя бы ненадолго. И это занятие не из легких. Даже неприятное порой. Но необходимое. Если книга высекает мысль, значит, это нужная книга. Если книга помогает самосовершенствоваться, значит, это нужная книга. «Всем хорошим во мне я обязан книге». Это горьковское высказывание не было бы столь «избито», хрестоматийно, не повторялось бы так часто по поводу и без повода, если бы не было верно.
Иногда думаешь: чтение чем-то похоже на путешествие. Иногда это просто следование за образом, за интригой – в стремлении достичь разгадки, распутать клубок секретов и тайн. Но настоящее путешествие всегда должно иметь цель (этим оно отличается от бродяжничества), должно расширять твои горизонты. Познание и самопознание – вот цели чтения. Обретение жизненных опор, устоев, принципов. Научившись разбираться в себе, сумеешь отыскать дорогу, по которой стоит идти. А это немало.
Но это лишь одна задача, одна из целей, которую ставит себе «человек читающий». Есть и другие. Ведь существует, например, потребность сугубо профессионального совершенствования, книга и здесь хороший спутник и товарищ.
Значит, будем заводить друзей из книжного мира, будем знакомиться! Будем читать!
Понятно, что и здесь проблема выбора в числе первых. Если настоящим другом считается тот, кто всегда готов прийти на помощь, то же можно отнести и к книге.
«Учительская газета» не литературное издание, конкурировать с «Литературной газетой» или «Литературной Россией» мы не можем. У нас разные задачи и разный читатель. Но стоять в стороне от литературы мы тоже не собираемся. И, конечно, не потому только, что она один из основных школьных предметов. В номере 39 за этот год на первой странице «УГ» поместила традиционный опрос, в котором участвуют посетители нашего сайта: «Считаете ли вы, что литература сегодня, как и в XIX веке, имеет воспитательное значение?» 55 процентов ответивших считают, что это значение сохранилось, еще шесть – что оно осталось только у детской литературы. Проблема воспитания, непосредственно связанная с литературой, с книгой, с чтением, остается острой, дискуссионной, и, следовательно, мы должны и будем поднимать ее. Наконец, профессиональное чтение учителя. Поток педагогической литературы огромен. Чтобы хоть немного сориентировать читателя, на страницах «УГ» каждый месяц появляется отдельная полоса «Навигатор», посвященная последним книжным новинкам в этой области. Здесь мы стараемся представить самое интересное. Предпочтение отдается книгам, имеющим прикладное значение, таким, откуда можно почерпнуть конкретные советы, будь то психология, законодательство в сфере образовательной деятельности, рекомендации учителям, завучам, родителям. «Навигатор» останется в «УГ» и в следующем году.
Оставайтесь с нами и вы!
Комментарии