search
main
0

Оставайтесь с нами!

С виду он совсем неказистый. Стебли, как обрубленные плети, свисают из горшка. Даже колючки у этого кактуса не цветные и изогнутые, как у многих собратьев, а обычные – блеклые, прямые, короткие. Есть только одна ночь в году, когда налюбоваться им невозможно. В темноте, на несколько дорассветных часов распускается белый, душистый, огромный цветок. За это и называют его романтичным женским именем – Ночная красавица. «Разных и загадочных» – в кабинете у Ирины Федоренко из омской станции юных натуралистов целые плантации.

И зацветает «колючее царство» здесь, наверное, чаще обычного. С такой любовью за ними ухаживают дети и педагог. Им всем хорошо, как дома. Впрочем, вся система дополнительного образования – большой дом, где никого не назовут «трудным», где каждый может просто быть самим собой, где ждут и принимают всех и где, как цветок, раскрывается любой ребенок. К сожалению, сама система живет и развивается скорее вопреки, а не благодаря поддержке государства. Но вот парадокс: по статистике, в 2005 году количество учреждений дополнительного образования уменьшилось почти на четыре десятка, а детей, вовлеченных в систему…все равно стало больше на целых 15 тысяч. Наверное, потому, что она во всех смыслах избранная. Педагоги выбирают любимое дело, выбирают и дети – что захочется, к чему потянется душа. Система смогла выстоять в самые трудные годы – не было финансирования, но были дети. От них не уходили, и не заколачивали двери самых маленьких домов и станций. В том же Омске областная станция юных техников Александра Курнева, как с миру по нитке, на голом энтузиазме собирала в безденежное время свои традиционные слеты. Сегодня денег стало чуть больше. Но на зарплату в такой востребованной системе все равно не прожить. И все-таки очень многие не в силах уйти на более хлебное место. На этот счет даже шутка грустная есть: «Не платите, дайте работать!». И работают. Сергей Ненилин из Кемеровской области возглавляет Междуреченскую городскую детскую экологическую общественную организацию, а еще учит детей биологии в школе и ведет баскетбольную секцию. Сергей Борзенков из Казани собирает со своими учениками настоящие самолеты и с самыми опытными и упорными летает. Вход в небо детям бесплатный. А деньги себе на жизнь и детали к самолетам Сергей добывает, когда учит летать взрослых, хорошо обеспеченных романтиков бизнеса. Я знаю, таких рыцарей дополнительного образования очень много. Они прекрасные сервантесовские Дон-Кихоты и Дульсинеи. Это им по праву вручают на замечательном конкурсе «Сердце отдаю детям» хрустальные и очень хрупкие ключи от детских сердец. Кстати, и у конкурсов есть свои хранители, их имена и без всяких должностей хорошо знают в регионах: Валентина Александровна Березина, Алла Васильевна Егорова, Наталия Ивановна Кучер, Лидия Ивановна Виноградова, Ирина Викторовна Калиш, Сергей Кириллович Никулин… Во многом благодаря этим людям не прервалась традиция проведения конкурсов авторских программ, и появилась новая – уже во второй раз объявляли победителей в конкурсе учреждений дополнительного образования. По сути эта система опередила президентский нацпроект. За годы, что проводится конкурс авторских (в сущности инновационных) образовательных программ, образовался целый массив уникального педагогического опыта. Организаторы конкурсов отметили такой факт: сложилась развивающаяся практика составления программ для разных детей разных поколений. А конкурс лучших учреждений вполне можно считать прообразом конкурса лучших школ, которые в этом году получили по заслуженному миллиону. Заслужили подобные премии учреждения и педагоги дополнительного образования. Но пока они могут только порадоваться за своих одаренных воспитанников, которые в рамках того же нацпроекта получат президентские премии. В 2007 году финансовой поддержкой для системы, возможно, станет разработанная в Минобрнауки федеральная отраслевая программа развития дополнительного образования. Но никто не мешает регионам поддерживать систему своими программами и премиями. Мы обязательно напишем о тех, кто это уже делает. Будем открыто говорить о том, чего, к сожалению, не делает власть. И, конечно, «Учительская» расскажет о людях, на плечах которых держится эта избранная система, которую почему-то назвали дополнительной.

Оставайтесь с нами, дорогие читатели!

Ольга МАКСИМОВИЧ, заместитель главного редактора «УГ», член оргкомитета Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте