Високосный год уходит. Нынешний, отсчитывающий свои последние часы, приобрел новые характеристики: его называют ковидным, пандемическим, коронавирусным… Американский словарь английского языка Merriam-Webster, более известный как словарь Уэбстера, выбрал pandemic («пандемию») словом 2020 года, которое в самом деле поделило жизнь планеты, страны, каждого из нас на периоды «до», «во время» и на то, что вот-вот наступит желанное и более радужное «после». Те, кто оказался в зоне особого риска, острее ощутили происходящее. На неопределенный временной отрезок нас отстранили от привычной жизни, она внезапно перешла в другую, виртуальную, реальность, в иные измерения и форматы.
Но трудности, как известно, позволяют человеку развиваться, становиться сильнее. Мы не знаем, каким будет мир после пандемии, как она отразится на человеке, а пока каждый, помните, как у Юрия Левитанского, выбирает для себя не только «женщину, религию, дорогу», но и «слово для любви и для молитвы». И все мы решаем свою личную дилемму: закрыться от мира или остаться его живой частью.
Когда твоя работа связана с активным общением с большим числом людей на публичных площадках, конкурсах и конференциях, с поездками в разные города и села, с командировками не реже одного раза в месяц, причем уже многие годы, переход на онлайн-встречи погружает тебя в новое, альтернативное, пространство, которое, конечно, не прерывает профессиональную деятельность, но резко снижает градус эмоций и окрыляющей энергии, которые человек получает в живом диалоге, контакте, сотрудничестве.
Радости офлайн
Мне повезло, что в первые три месяца уходящего года жизнь шла в обычном графике и активном режиме. В начале января как эксперт заочного тура IV конкурса «Успешная школа», а затем очного финала я получала позитивные впечатления и профессиональное удовольствие, когда читала, анализировала присланные материалы, заявленные кейсы, после чего смогла увидеть и услышать выступления школьных команд, которые представили в Москве в конце февраля 2020 года свои яркие, уникальные идеи и проекты.
Итоги подводили «в чарующей атмосфере проектного зала РАО», как тонко подметил коллега по жюри Михаил Богуславский, известный ученый – историк образования. Наш именитый автор глубоко проанализировал конкурс «Успешная школа» – относительно новый по сравнению с давним, уже признанным и авторитетным «Учителем года» – и пришел к выводу, что он органично вписался в современный конкурсный ландшафт российского образования («Учительская газета» №10 от 10 марта 2020 г.).
А три поездки в феврале и марте – в Санкт-Петербург, на юбилей знаменитой 56‑й гимназии, на Камчатку и в Алтайский край – без преувеличения можно отнести к разряду событий особой педагогической радости. После грандиозного праздника в Северной столице через несколько дней мы с большой командой учителей года отправились туда, где «начинается Родина» и где сосредоточено более 30 действующих и 160 потухших вулканов, которые не могут не волновать воображение, не будоражить чувства.
Самые активные и креативные представители педагогической общественности Елизовского района Камчатского края провели свой первый долгожданный форум с участием больших «пеликанов», так образно называют учителей, прошедших через конкурс, отмечая их особый профессиональный уровень и «звездный» статус.
Едва успела с учителями года перед объявлением пандемии в конце первого весеннего месяца «вскочить в последний вагон уходящего поезда», чтобы попасть на юбилейный конкурс «Учитель года Алтайского края». В регионе с особыми традициями и богатой историей конкурсного движения мы выступали перед молодыми педагогами и студентами педвузов, о чем рассказала в статье «Пеликаны» в краю пеликенов» («Учительская газета» №36 от 8 сентября 2020 г.).
Но день сменяет ночь, а от радости до печали один шаг, и, как у многих в этом пандемическом году, случился недуг и у меня, а за ним долгий период восстановления. Возник временной зазор, которого раньше не было, для того чтобы осуществить давнюю мечту – собрать воедино и систематизировать свои статьи о конкурсе, которые публиковались в «Учительской газете» начиная с 90‑х годов.
Сумела подготовить сборник – «неполное собрание собственных сочинений» – почти на 300 страницах, предисловие к которому две недели назад прислал из Бушети (Грузия) сам Шалва Александрович Амонашвили, современный классик гуманной педагогики.
Настоящий подарок года, праздник души! Во время отпуска дописаны наконец главы об истории конкурса «Учитель года» для научно-публицистической книги, которую сейчас готовят к печати в Институте гуманитарных наук Московского городского педагогического университета.
Жду, как чуда, выхода в свет этих двух дорогих для меня и долгожданных изданий! Похоже, в начале нового года это все-таки произойдет.
Возможности онлайн
Приняв правила эпохи онлайн и решив остаться живой частью мира, быть в строю, продолжала делать то, что и всегда. Под руководством Арслана Хасавова, нашего главреда, не прерывая творческих связей с Петром Положевцем, председателем редсовета, исполнительным директором благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», в непростых условиях, когда большая часть сотрудников работали на «удаленке», мы вместе с коллегами делали газету, планируя новые и обсуждая уже вышедшие номера на традиционных (теперь онлайн) редколлегиях.
Не останавливались поиск новых авторов и общение – беседы о ценностях и превратностях жизни, проблемах и бедах современного образования с нашими мэтрами и авторитетами в педагогике, академиками и профессорами Шалвой Амонашвили и Евгением Ямбургом, Анатолием Цирульниковым и Михаилом Богуславским, чьи публикации и в этом году также радовали, вызывали отклик и интерес читателей «УГ». Маститые ученые!
Яркие, уникальные, неповторимые личности! За долгие годы сотрудничества они стали не только друзьями нашего издания, но во многом близкими для меня и по профессии, и по жизни людьми: мы родом из одной эпохи, одного поколения, с общими по большому счету ценностными ориентирами, педагогическими подходами и взглядами.
Год внешних ограничений оказался бурным и богатым внутренним наполнением. Виртуальная жизнь продолжала свое движение. Светового дня часто не хватало для активного общения в соцсетях с учителями, для участия в онлайн-конференциях и конкурсах, например, с Тюменской областью в августе или во время обсуждения нового и весьма ценного проекта ТВ-уроков с лучшими учителями, который был придуман и оперативно запущен в самый нужный для школ момент перехода учеников на дистанционное обучение Еленой Букшой, советником губернатора Ставрополья, в прошлом победителя конкурса «Учитель года» в этом крае.
Телефонная и онлайн-связь с клубами учителей года Хабаровского, Алтайского, Пермского, Краснодарского и других краев, из республик Саха (Якутия), Дагестан, Бурятия, из Самарской, Ростовской, Архангельской, Ленинградской, Московской областей не прерывалась, показалось даже, что наше сотрудничество стало еще более конструктивным.
Пространство общения с регионами расширилось и углубилось, приобрело новые содержательные очертания и ракурсы. Появился общий межрегиональный клубно-конкурсный чат. Помогли самарской общественной организации под названием «Просвещенный пеликан» в его создании, обладая солидной базой данных, адресов, контактов с региональными клубами и конкурсантами разных лет, продолжая рассказывать о них на страницах газеты, поддерживая и по сей день сложившиеся за долгий период конкурсной истории дружбу и сотрудничество с ними.
Приняли участие в международной онлайн-конференции и на форуме «Педагогическая гавань», который прошел в смешанном офлайн-онлайн-формате по инициативе Светланы Ильиной, председателя Самарского клуба учителей года («Учительская газета» №49 от 8 декабря 2020 г.).
Прямо скажем, концентрация событий, связанных с конкурсом, в этом, пандемическом, году была, несмотря ни на что, весьма высокой, в том числе и благодаря возможностям онлайн, в некоторых случаях совмещенных с офлайн.
Это дало дополнительные шансы для развития конкурсного движения, и стало реальным осуществить давнюю мечту – начать процесс создания общероссийской общественной организации «Учитель года», что и предложила сделать, выступая на открытии декабрьского форума в Самаре, который можно назвать ярким, заключительным аккордом «пеликаньего» года.
Идея родилась не сейчас, опыт такого неформального объединения уже был – межрегиональный клуб «Учитель года России», учрежденный в начале нулевых. Теперь есть все предпосылки вернуться к ней на новом уровне и в новых масштабах, тем более тогда юридический статус организации не был оформлен, хотя по факту и сути все эти годы она действовала в полной мере: газета, профсоюз, министерство как соучредители начиная с 90‑х годов активно развивали в стране конкурсное и послеконкурсное движение.
И этот особенный год не стал исключением. Он прошел, скорее пробежал, как всегда, в том же ритме, в том же темпе и, конечно же, с той же, как прежде, любовью к своей газете, изданию, которому верна уже почти тридцать лет. В июле 2021‑го, надеюсь, отметим с коллегами юбилей.
Уходящему году говорю спасибо, хотя минорные мелодии звучали чаще, чем обычно, ведь он принес так много грустных известий и потерь… Не состоялись по понятным причинам проекты, ставшие знаком и символом продолжающейся жизни конкурса, – форум в Перми, семинар в Лазаревском, педмарафон в Тюменской области, в других городах и регионах. Финал «Учителя года», традиционно проходящий осенью, в конце сентября, перенесен на январь 2021 года. Участие в них всегда было вдохновляющим и пробуждало новую мотивацию для журналистских материалов, давало необходимую и важную для газеты информацию о современной школе и учителях.
Но все-таки год дарил и добрые вести, радостные события, не разлучил, к счастью, несмотря на самоизоляцию, с близкими друзьями, коллегами. Живы и рядом, слава богу, любимые и родные… К тому же 2020‑й стал лично значимым и знаковым для нашей семьи. Исполнилось 100 лет со дня рождения родителей. Они родились в 1920‑м (папа – в апреле, мама – в мае) и прожили в счастливом браке почти 60 лет. Память о них вечная, любовь безмерная, благодарность бесконечная!
С наступающим, друзья! Пусть 2021‑й будет лучше и добрее, принесет новые надежды! И еще прошу его подарить всем нам радость свободы, стойкости духа и воли, дать силы сохранить чувство собственного достоинства и возможность дышать в полную меру, чтобы остаться самими собой и быть живой частью нашего мира.
Ирина ДИМОВА, первый заместитель главного редактора
Комментарии