Когда говорят, что молодежь совершенно равнодушна к тому, что происходит в собственной стране, это неправда. Во всяком случае, многие учителя на профессиональных форумах и в чатах сегодня делятся информацией о том, что дети все чаще задают вопросы, связанные со специальной операцией на Украине. Как вести диалог на эту тему, о чем в первую очередь нужно помнить педагогу, размышляет заслуженный учитель России, учитель истории гимназии №116 Приморского района, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2006 Сергей БУКИНИЧ.
– Прежде всего я говорю детям о том, что конфликты – неизбежный спутник человечества – от межличностных отношений до международных. К сожалению, в ходе военных конфликтов часто происходит расчеловечивание каждого, кто в них участвует, в результате чего животное начало берет верх над духовным. Поэтому первое и главное, что нужно сделать, – это остаться человеком. Да, сделать это невероятно сложно, но нужно. У Игоря Северянина есть стихотворение «Крашеные», где он рассуждает о красных и белых и, когда подводит итог, оказывается, что все эти люди бесцветные. Если продолжить мысль поэта, можно сказать: все рано или поздно закончится, а кем останетесь вы? Как вы будете дальше жить? Чем и с чем?
Надо отметить, что ребята задают разные вопросы, как правило безоценочные. Мне запомнился один из них: «Можно ли в XXI веке разрешать конфликты военным путем?» Это скорее риторический вопрос. Жизнь показывает, что можно. Но необходимо учесть такой факт: история человечества – это вообще история войн, и, даже пройдя страшную Вторую мировую, мы все равно видим, что военные конфликты носят перманентный характер. Ученые из Швейцарии как-то подсчитали, сколько же человечество за всю свою историю жило без войн. Имеется в виду цивилизационный период человечества, то есть около 5 тысяч лет. И оказалось, что очень мало. Всего-то 292 года!
Я не думаю, что старшеклассники, интересуясь моим мнением, хотят принять мой ответ как истину в последней инстанции. Мне кажется, в данном случае мой взгляд им любопытен, это некая точка зрения в ряду позиций, высказываний, с которыми они уже знакомы или собираются познакомиться.
Поэтому считаю, что всем нам, педагогам, крайне важно не вовлекать детей в неконструктивные обсуждения столь серьезной темы, как военный конфликт. Наша профессия – самая гуманная в мире, и мы должны делать все возможное, чтобы столкновение различных позиций не перетекало в конфронтацию. А социальные сети (с их анонимностью и удаленностью) как раз и вовлекают людей в водоворот ненависти.
Сейчас сложно всем, поскольку идет мощная информационная война, схожая с цунами. При нынешних технологиях можно сделать какой угодно вброс, и попробуй пойми, кто, что, где и при каких обстоятельствах совершил. Нельзя судить обо всей глобальной картине происходящего, опираясь на один-два источника информации, тем более не анализируя их. Наверное, нынешние события – это своего рода проверка каждого из нас на наличие способности критически мыслить, при этом оставаясь человеком.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии