search
main
0

Останься и согрейся. или Всё не как у всех

Типовые здания невзрачны и скучны. Принадлежность к категории типовых уже навевает мысль о том, что все в них «как у всех». Заурядные коридорные тоннели и стены, выкрашенные блеклой краской. Но для Дворца детского (юношеского) творчества Московского района фраза «Мы расположены в типовом здании» ровным счетом ничего не означает. Потому что здесь все не «как у всех».

Здесь перед входом маленький дворик, со всех сторон обрамленный осенней паутиной кустов. Здесь высокие потолки с эхом голосов, свободно летающих под ними. Здесь фойе с коврами на полу, с выставкой детских работ, где что ни предмет, то шедевр. Тонкие вазы, бумажные корабли, бисером вышитые картины. Мало того, эта великолепная гостиная ведет прямо в… комнату моей мечты. Не моей лично, конечно, а в интерьер, с которым ребята из дворца победили в прошлом году на конкурсе «Комната моей мечты».

Все в ней выдержано в пастельных тонах, и так и подмывает присесть на ажурный стульчик, возомнив себя великосветской дамой. Кстати сказать, это желание возникает не только у меня.

– Когда у нас в этом году проходила церемония вручения медалей выпускникам школ, все родители фотографировались в этом интерьере, – улыбается мой экскурсовод, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Наталия Минина.

Яркое убранство дворца подтверждает позицию его хозяйки – директора, кандидата педагогических наук, победителя Всероссийского конкурса «Лидер в образовании-2008» Татьяны Говорушиной. Она уверена:

– ДДЮТ сегодня – это уютный, теплый дом, в котором живет детство. И этот период у каждого человека должен быть самым ярким и самым интересным. Детство одно, и его надо любить!

Дворцовая любовь начинается с самых маленьких. Екатерина Богданова, педагог-организатор Школы раннего развития, показывает интерактивную доску и называет ее новым способом общения.

– Благодаря современным технологиям мы проводим различные игры, развивающие внимание, память, решаем логические задачки. Детям очень нравится самим передвигать картинки, открывать и закрывать окошки. Современные технологии позволяют нам, как педагогам, расширить возможности, а детям нравится наша «продвинутость».

Обоюдная симпатия так крепка, что более 70 процентов детей продолжают свое обучение во дворце по окончании ШРР.

Наталия Викторовна ведет меня по дворцу, и то тут, то там нам навстречу спешит детвора. Это движение не прекращается ни на минуту и напоминает какой-то праздничный хоровод. Каждый уголок дворца заполнен своей удивительной жизнью, и, заглядывая туда, я словно складываю пестрые элементы мозаики.

В отделе изо и декоративно-прикладного искусства мы с методистом Людмилой Грачевой затеваем философский разговор на тему, зачем дети рисуют.

– Это способ самовыражения, причем чем меньше словарный запас, тем больше у ребенка желание выразить себя на бумаге. Поэтому важно давать ему рисовать – чем раньше, тем лучше. Это что касается малышей, а большие дети, рисуя, выкладывают свою мечту, свои идеалы.

– А их идеалы отличаются от наших?

– Нет, идеалы вечны: вера, надежда, любовь.

В музыкальном отделе его заведующая Елена Ровенских поднимает тему воспитания музыкального вкуса и культуры слушателя.

– Как мы его прививаем? Ходим в филармонию, ездим на экскурсии, такие как, например, «Музыкальный Петербург». Проводим музыкальные гостиные, куда приглашаем педагогов, родителей. Здесь у нас и литература, и музыка, и театр. Мы дружны с композиторами, благо недалеко от нас живет композитор Георгий Портнов. Он у нас частый гость.

– Откройте секрет, как нужно слушать музыку?

– Чем больше, тем лучше. А прививать культуру слушателя нужно с раннего детства. Ребенок всегда чувствует музыку и откликается на нее.

Инна Медведева, педагог дополнительного образования музыкального отдела, сама автор-исполнитель, вообще уверена, что дети способны создать театр песни, добавить в игру эмоции.

Кстати сказать, музыкальный отдел так насыщен парами творчества, что восемь лет назад создал ансамбль педагогов «Кантабиле плюс». Хотя, как признается Елена Ровенских, цель объединения была все-таки другой:

– Ансамбль создавался не столько для самовыражения, сколько для того, чтобы на себе проверить методики. Важно было сначала попробовать на вкус то, что мы предлагаем детям. «Блюдо» оказалось вкусным. Кроме того, идея творческого объединения, как правило, снимает с коллектива проблему ненужных конфликтов.

Несмотря на строгое звучание, отдел гражданско-общественного воспитания просто кладезь интересных акций. Например, есть такая: «Холоду войны – тепло души», инициатором которой была педагог-организатор Татьяна Шмакова. Началось все с того, что у некоторых подростков возникли проблемы со старшими родственниками, как правило, дети подолгу не посещали своих бабушек и дедушек. Эту ситуацию решено было исправить совместными походами к ним. Ребята приняли идею и, что важно, узнали о своих родственниках много интересных вещей.

Ирина Бойко, заведующая отделом социокультурной деятельности, тоже участвовавшая в акции, рассказывает:

– У нас в отделе была девочка, у которой не складывались отношения с дедушкой. И мы отправились к нему в гости. Оказалось, что дедушка очень интересная личность, бывший военный и даже тренировал команду, в которой был Третьяк.

А к легендарной ленинградской девочке – Ирине Алексеевне Зимневой – ребята ходят уже третий год, и каждый раз она встречает детей шарлоткой. Ирина Алексеевна из того детского эшелона, который фашисты разбомбили в 1941 году близ станции Лычково. Она оказалась под грудой тел с фарфоровой куколкой в руках. Сельский мальчик, прибежавший после бомбежки, хотел взять куколку и отдать своей сестренке. Потянул и почувствовал, что ее не отдают. Позвал взрослых, и девочку спасли. Ирина Алексеевна до сих пор хранит эту куколку.

Мозаичное панно впечатления о дворце было бы неполным без знакомства с его мозговым центром – методическим отделом. Как говорит заместитель директора по опытно-экспериментальной работе Татьяна Воробейкова, при создании методической службы прежде всего набирали в команду молодежь. Сыграла свою роль их мобильность, открытость всему новому. И сразу же начали работу в экспериментальном режиме.

– По программе «Концептуальные основы нравственного становления личности обучающихся в системе дополнительного образования» мы работаем уже второй год. Что создано за это время? Проекты программ и сами программы. Следующий этап: проведение диагностики детей, какие они пришли до введения программ и какими стали в результате занятий по этим программам. Данный проект рассчитан на пять лет.

– Наш дворец – экспериментальный, – дополняет Марина Кононова, заведующая методическим отделом. – Инновационный подход позволяет сплотить коллектив, стимулирует отслеживать все новинки, которые есть. Мы уже 10 лет как экспериментальная площадка по разным направлениям. По первой теме, здоровьесберегающие методики и их реализация именно в дополнительном образовании, вышло более пяти сборников, которые пользуются большой популярностью не только в учреждениях дополнительного образования, но и в школах.

Конечно, основная забота отдела – педагоги. У нас существует внутренний конкурс, который проходит раз в два года. Педагоги в нем охотно участвуют.

За семьдесят лет своей истории дворец менял много названий, но неизменно оставался центром дополнительного образования в районе. Как всегда, в конце пути мне оставалось только сожалеть, что нельзя объять необъятное. Нельзя побывать во всех коллективах дворца, а их несколько десятков, в том числе три образцовых: хореографический «Калинка», музыкальный театр «Кантабиле» и эстрадно-цирковой «Звездная улыбка». Последний маленький штрих к портрету дворца добавила Наталия Викторовна, когда мы заглядывали в ухоженные, уютные уголки. Она сказала:

– Наша задача – не оставить ребенка на улице. Главное, чтобы он к нам зашел и согрелся.

И верно, их, согретых, множество в этом теплом, веселом доме. Недаром же они в песне о дворце всегда старательно и дружно выводят: «…теплом согреет душу среди зимы морозной и к каждому ребенку тропиночку найдет».

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте