«Неправда, что математика так сложна. Не верю, что имеется, с одной стороны, небольшое количество странных людей, которые в состоянии понять математику, и с другой – нормальные люди. Математика является одним из открытий человечества. Поэтому она не может быть более сложной, чем то, что люди способны понять».
Ричард Фейман
Работая более 30 лет в школе и имея большой опыт подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ, могу утверждать, что успех сдачи экзамена зависит от множества составляющих, среди которых отмечу прежде всего методическое и дидактическое обеспечение и отработку процедуры экзамена. Одна из проблем, с которыми сталкиваются учителя математики, – отсутствие в школьных учебниках прототипов заданий, с которыми учащиеся встречаются на экзамене. Поэтому большое значение имеет правильный выбор дополнительного учебного пособия.
Книжные магазины и Интернет предлагают большой спектр учебной литературы, сборников тестов, справочников. В этом разнообразии даже учителям довольно трудно сориентироваться, что уж говорить об учениках и родителях! Есть несколько критериев, которыми хочу поделиться с коллегами. При выборе важно обратить внимание на издания, авторы которых являются непосредственными разработчиками контрольно-измерительных материалов основного государственного экзамена по математике. Одним из таких пособий является сборник издательства «Экзамен» «ОГЭ 2021. Математика. 38 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий».
Кроме того что это пособие допущено Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных организациях, на обложке этого издания целых два знака качества высшей пробы: имя редактора сборника – ведущего эксперта в области математики, научного руководителя Центра педагогического мастерства Ивана Валериевича Ященко, и гриф «ФИПИ». Это означает, что материалы пособия изучены и проверены экспертами-предметниками (учителями математики) и тестологами ФГБНУ «ФИПИ», а все задания соответствуют последней демоверсии как по содержанию, так и по структуре, со всеми актуальными изменениями.
Уточним, в чем суть этих изменений.
В рамках усиления акцента на проверке применения математических знаний в различных ситуациях количество заданий уменьшилось на одно за счет объединения заданий на преобразование алгебраических (задание 13 в КИМах 2020 г.) и числовых выражений (задание 8 в КИМах 2020 г.) в одно задание – на преобразование выражений на позиции 8 в КИМах 2021 г. Вот типичные примеры таких задач под номером 8 в новой редакции:
Пример 1. Найдите значение выражения
при
Пример 2. Найдите значение выражения
Кроме того, в демоверсии задание на работу с последовательностями и прогрессиями (задание 12 в КИМах 2020 г.) заменено на задание с практическим содержанием, направленным на проверку умения применять знания о последовательностях и прогрессиях в прикладных ситуациях (задание 14 в КИМах 2021 г.). Примеры таких заданий в сборнике находятся в своих вариантах под номером 14:
Пример 3. Света зовет гостей на день рождения в ресторан. В ресторане в наличии имеются лишь квадратные столики, за которыми умещается не более 4 человек. Если соединить два квадратных стола, то получится стол, за которым умещается до 6 человек. На рисунке изображен случай, когда соединили 3 квадратных столика. В этом случае получился стол вместимостью до 8 человек. Найдите наибольшую вместимость стола, который получится при соединении 12 квадратных столиков в ряд.
Пример 4. В течение 25 банковских дней акции компании дорожали ежедневно на одну и ту же сумму. Сколько стоила акция компании в последний день этого периода, если в 7‑й день акция стоила 777 рублей, а в 12‑й день – 852 рубля?
Следует отметить также, что большое количество вариантов (38) в сборнике предоставляет возможность учителю отработать с учениками необходимые навыки в формате ОГЭ: организовать проведение пробных тренировок с учетом регламента экзамена; научить сравнивать затраты времени на выполнение заданий различными методами, отрабатывать вычислительные навыки, приемы рационального счета.
Вместе с этим в пособии можно выделить группы вариантов (по 5 вариантов в каждой группе) с заданиями одного прототипа и одинакового уровня сложности. Это дает учителю возможность организовать различные виды работы с вариантами: один из предложенных вариантов пособия можно разобрать в классе совместно с учениками, второй предложить для домашней работы, третий – в качестве обучающей самостоятельной работы с последующей проверкой и работой над ошибками, а два оставшихся – для контроля.
К достоинствам данного пособия также следует отнести наличие ответов ко всем вариантам, критериев оценивания заданий и подробного разбора решения одного из вариантов. Кроме этого, в сборнике присутствуют справочный материал, бланки ответов, инструкция по выполнению работы, следуя которой ребята смогут избежать технических ошибок при записи ответа в экзаменационном бланке.
Конечно, у каждого учителя своя система работы по подготовке учащихся к ОГЭ, но без качественного дидактического сопровождения это сделать сложно. Данное пособие представляет хорошо подобранную систему заданий, полностью соответствующую демонстрационному варианту 2021 года и позволяющую организовать подготовку учащихся к успешной сдаче ОГЭ.
Ирина ВАСИЛЬЕВА, учитель высшей квалификационной категории, заслуженный учитель России, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016, Великий Новгород
Комментарии