18-я школа в Алексине Тульской области появилась в 1965-м. Учебные заведения микрорайона «Соцгород» в те годы были переполнены, работали в три смены. И еще одно строение оттянуло какую-то часть ребятни к себе. В новостройку выпихивали тех учеников, кого другим школам было не жаль. И у 18-й сложилось реноме – одна из худших. Он пришел в школу, мечтая изменить ситуацию в корне. Поставил, вопреки всем правилам, бетонный забор, стоял за него насмерть: район благополучным не назовешь, учеников хотелось оградить от многого.
В 1987-м приобрел вычислительные машины «Электроника-86», и здесь началось углубленное изучение математики, физики, информатики. Романова как яркого директора, превратившего образовательного аутсайдера в лидера, забрали к себе управленцы, а школой стала руководить, продолжая реализовывать идеи мужа, Лариса Николаевна. Заслуженный учитель России. Математик.
Появились профильные классы инженерного и других, в зависимости от заинтересованности ребят, направлений. Школьники стали заниматься исследовательской деятельностью. И с 1 сентября 1995 года этот остров науки стал муниципальной Алексинской реальной гимназией.
Профильное обучение ввели в гимназии с 2004-го, так как уже 15 лет доказывали блестящими ответами своих учеников преподавателям Тульского государственного университета, что к учебе, например, на отделении прикладной математики мехмата ребята готовы абсолютно. Это породило мысль оставлять своих выпускников еще на два года в стенах родной школы как студентов. Многие предметы первому и второму курсу читают педагоги 18-й сами. Одним из лекторов для вузовских групп стал учитель математики, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Олег Якушин.
В гимназии для каждого припасен свой конек в технологии. Им может быть развивающее обучение для начальной школы, решение изобретательских задач и исследования для семиклассников, дебаты и блочно-модульные занятия для старшеклассников. Здесь развивают критическое мышление, а ролевые игры вводят в ситуации действительности.
Педагоги-предметники объединяются кафедрами и, совершая свои оригинальные научно-исследовательские разработки, все вместе собирают методический багаж. Работа кафедр строится на основе общешкольной методической цели – «Совершенствование современного урока» – и включает не только узко предметные задачи, но и совершенствование уроков данного профиля за счет внедрения инновационных методов, форм и приемов работы. В конце учебного года проводится смотр-конкурс работы предметных кафедр с учетом реализации поставленных задач. Кафедры выпускают бюллетени – отчеты о проделанной работе.
У руководителя информационно-образовательного центра, заместителя директора по информатизации Владимира Шепелева, победителя конкурса нацпроекта 2007 года, собран уникальнейший багаж педагогических находок: учителя полюбили проводить мультимедийные уроки на самые разнообразные темы от «Австралии – земли чудес» до «Научных революций и их влияния на изменение мировоззренческих установок».
В гимназии работает лаборатория инновационных технологий, которая включает группу педагогов, апробирующую в своей педагогической практике новые методы, формы и приемы работы на уроках. Лаборатория насчитывает 7 человек. Это педагоги разного возраста. Созданная ими серия уроков пользуется популярностью и среди педагогов из других школ. И сегодня гимназия стала площадкой по обучению учителей Алексина и окрестностей премудростям информационных технологий.
Создано научное общество учащихся. Ежегодно в гимназии проходит конкурс исследовательских работ. В конце учебного года в гимназии традиционно проводится неделя науки, на которой подводятся итоги научных деяний за год. Завершает неделю науки научная конференция, посвященная либо толерантности, либо традициям и новациям, либо здоровьесберегающим технологиям. Гимназия – региональный центр проведения международных игр-конкурсов для школьников «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно» на территории Алексинского района, в которых принимают участие сотни учеников 2-11-х классов городских и сельских школ. Опыт инновационной работы гимназии оценен, 18-я получила свой президентский миллион в 2006 году.
На базе этой региональной педагогической мастерской по информатике не только апробируются новые технологии и программы обучения, но и проходят обучение и повышение квалификации педагоги и администрация сельских школ Алексинского, Заокского и Ясногорского районов.
В гимназии созданы условия для получения ребятами качественного образования – на протяжении многих лет существует «школа будущего первоклассника». Занятия ведут учителя и педагог-психолог. А дружеские отношения с алексинским детским садом №21, о котором «Учительская газета» рассказывала на своих страницах в №9 26 февраля, позволяет принимать уже цельного и готового к здешней нелегкой программе ученика. Такого, чтобы, как четвероклассница Вера Филиппова, получившая 1-е место в Занковском марафоне, мог побеждать в любых интеллектуальных состязаниях.
«АРГО» – высший орган детского самоуправления в гимназии. Детская школьная организация «Радуга» обеспечивает возможность учеников начальной школы влиять на жизнь в гимназии. Совет гимназистов отвечает за сохранение традиций гимназии. Социальный педагог и психолог создали здесь и родительский совет, в который вошли по одному представителю от родительского комитета каждого классного коллектива. Члены совета принимают активное участие в совместных «круглых столах» и конференциях по вопросам воспитания и социализации гимназистов.
С целью выявления общественного мнения по различным вопросам в гимназии существует Школа сотрудничества, члены которой проводят социологические опросы, с результатами которых выступают на заседаниях совета гимназистов и актива детской школьной организации. Информация, собранная юными социологами, используется для работы с педагогическим коллективом на семинарах, конференциях, педагогических советах.
Открытость информации о ситуации в гимназии обеспечивается наличием школьного пресс-центра. Стенная газета «МИГ», что обозначает «мы и гимназия», печатные издания «Реальная газета», «Родительский вестник», «Зеркало», «Педагогический калейдоскоп», сайт гимназии в интернете позволяют выносить на обсуждение школьной общественности самые важные вопросы.
Президент «АРГО» девятиклассник Павел Попов – призер областных олимпиад по географии, праву и математике. Говорит, познавать ему интересно. В гимназии быть просвещенным модно. И почетно.
Быть умным здорово, но этого мало. В гимназии хотят научить ребят осознавать проблемы и решать их. Студия социального проектирования «Учимся жить» готовит этих будущих Лобачевских и Ландау к встрече с реальностью. Не все бывает гладко за стенами приветливого дома. Иногда трудностям и обидам необходимо сказать: «Нет». Этому тоже надо учить, так же, как и получать удовольствие от жизни. А уж поводов для этого у гимназистов предостаточно.
Алексин, Тульская область
Урок информатики Натальи ФИЛИППОВОЙ
Павел ПОПОВ прекрасно знает географию и право, но о многом ему еще только предстоит узнать
Комментарии