Сегодня в школьном расписании уже нет, как прежде, предмета «Рисование». Его место заняло короткое слово «изо». Это все тот же любимый урок, только еще интересней и познавательней. И каждый его учебный час стал не просто обучением детей изобразить на бумаге увиденное, а прежде всего возможностью для них проявить и выплеснуть эмоции, показать свой взгляд на мир, приобщиться к мировой культуре – богатейшему источнику человеческого гения. По этому предмету в издательстве «Дрофа» изданы прекрасные учебники для начальной школы, входящие в УМК В.С.Кузина, Э.И.Кубышкина, который уже хорошо знают школьные учителя. Сегодня издательство «Дрофа» готовит к выпуску мультимедийное издание по изобразительному искусству на четырех дисках для учащихся 1-4 классов, в основу которого положен именно этот учебно-методический комплект.
В состав объектов этого типа включена видеозапись приемов лепки. Эти короткие фрагменты сопровождаются музыкой, учащиеся должны увидеть работу рук, а учитель, если сочтет нужным, добавит свой комментарий. Преимущества видео по сравнению с анимацией для этих объектов состоит в том, что учащиеся видят реальный материал, не создается впечатление нереальности, демонстрация на большом экране сделает объяснение доступным всему классу. проигрываются стандартными программами.
Одной из отличительных особенностей издания является внимательное изучение наследия русской культуры, воспитание любви к России, ее природе, обычаям, мастерам, которые оставили нам свои творения. При разработке мультимедийного издания, объектов, которые вошли в его состав, использованы принципы развивающего обучения и эвристические технологии. Пособие адресовано учителям изобразительного искусства, педагогам дополнительного образования, детям 7-10 лет, а также всем интересующимся живописью, поэзией, культурой.
Все материалы издания, в состав которых входят разнообразные учебные задания, галереи репродукций произведений художников, в том числе и зарубежных, рассказы о музеях мира, о мастерах народного творчества, интерактивные творческие задания, не просто расширяют соответствующие разделы учебной программы. Они подобраны в соответствии с современными образовательными стандартами по изобразительному искусству и учитывают особенности психологии детей конкретной возрастной группы. Кроме того, учителю предоставляется возможность (рекомендация программы) воспользоваться предлагаемыми материалами и составить из них свой вариант планирования на год (не нарушая при этом логику изучения курса) или работать по примерному тематическому плану, который разработан к УМК В.С.Кузина.
Использование мультимедийного издания на уроках изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей (в соответствии с Государственным стандартом):
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к Родине, родной природе, своему народу, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.
В основе использования цифровых объектов на уроке лежат следующие дидактические принципы: принцип наглядности обучения; принцип доступности обучения предполагает и соблюдение дидактических правил: 1) от легкого к трудному; 2) от известного к неизвестному; 3) от простого к сложному; принцип прочности усвоения учебного материала обусловлен общими задачами общеобразовательной школы, закономерностями самого процесса обучения и тесно связан с другими дидактическими принципами.
Мультимедийное издание может быть использовано также при преподавании информационных технологий как учебного модуля таких предметов, как материальные технологии или информационные технологии.
Содержание цифровых ресурсов расширяет иллюстративный ряд УМК, дополняя его работами зарубежных мастеров, сведениями о народном творчестве, рассказами о музеях мира.
В пособии использованы следующие виды цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
Анимации и слайд-шоу
По характеру информации, представленной в объектах, это небольшие рассказы по определенной тематике, где иллюстрации сопровождаются дикторским текстом, демонстрируются фрагменты произведений, о которых рассказывает диктор. В основном такие объекты содержат минимальное количество текстов, в основном это сведения о произведениях искусства. Объекты, относящиеся к первому полугодию, не содержат текстовых подписей, потому что учащиеся еще только осваивают грамоту и чтение текстов с экрана затруднительно, а с точки зрения санитарных норм вредно для учащихся младших классов. Анимации позволяют ознакомиться с работами мастеров живописи, а также изучить стили, жанры изо, совершить виртуальные экскурсии по музеям мира, ознакомить ребят с традициями народов мира, продемонстрировать методы рисования, построения композиции. Анимации и галереи детских работ целесообразно показывать непосредственно перед практическими занятиями, так как они дают дополнительную мотивировку ученикам сделать работу лучше и качественнее.
Большое значение для формирования эмоционально-оценочного отношения к искусству, формирования вкуса имеют обсуждение творческих работ учащихся и выставки их произведений. ЦОР предоставляет возможность ученику сравнить свои работы с работами сверстников. Образовательный ресурс содержит галереи детских работ разного уровня, т. к. критерии оценки детского творчества (как и работ мастеров искусства) очень разнообразны. Работы детей имеют особую ценность. Для взрослых – тем, что отражают своеобразие детского отношения к миру. Для самого ребенка – они овеществленное свидетельство его возможностей и достижений, которое можно повесить на стенку или поставить на полку, показать другим, сказав: «Это я сам сделал». ЦОР предоставляет возможность распечатки любого созданного ребенком или учебного объекта, помогает сформировать собственный творческий замысел, указывает пути его воплощения.
Учебная функция анимации не только иллюстративная. Выключив звук, учитель может попросить учеников повторить рассказ, проверить знания, попросить найти общие и отличительные черты и т. д.
Все анимации имеют специальные кнопки для управления демонстрацией, учитель имеет возможность запустить, остановить или продолжить демонстрацию. Кнопки имеют всплывающие подписи, описывающие их назначение. Панель управления может быть представлена в развернутом виде, переключение осуществляется с помощью крайней левой кнопки.
В развернутом виде панель управления содержит информацию о времени проигрывания анимации.
Деление на анимации и слайд-шоу достаточно условное. В слайд-шоу отсутствует движение объектов, меньше художественных эффектов.
Интерактивные модули
Используя этот тип ЦОР на уроке, учителю следует помнить о том, что «виртуально» невозможно научиться рисовать. С помощью ЦОР можно создать творческое настроение, повысить мотивацию учащихся, а затем обязательно должна следовать работа с бумагой, красками, пластилином по всем законам жанра. Использование ЦОР не подменяет практические работы, в ходе которых формируются основные умения и навыки: умение видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности и передавать в рисунках эмоционально-эстетическое отношение к ним; умение рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы, натюрморты, животных и птиц; умение рисовать, применяя различные средства художественной выразительности: оригинальную композицию, колорит, контрасты светотени, соответствующие замыслу, технические приемы работы карандашом, акварелью, гуашью, фломастерами.
Все интерактивные модули можно использовать как на уроке, так и при проведении кружковых занятий, в группе продленного дня и т. д.
Основными типами интерактивных модулей являются следующие:
интерактивные модули, используемые для проверки знаний, например выбор правильного ответа (представлены картины, выбрать автора произведения; показаны работы мастеров народного промысла, указать, откуда промысел, и проч.), кроссворды, логические задания, задания на проверку и выработку внимания и т. д.;
интерактивная среда конструирования, где можно собрать из готовых модулей что-либо в соответствии с заданием: например, орнамент, замок, подобрать цвета и проч.;
интерактивная среда для раскрашивания, работы с цветом.
Справа располагается палитра. Раскрашивание производится следующим образом: выбираем цвет на палитре, затем указываем область на шаблоне рисунка.
Целесообразно использовать подобные модули не только для раскрашивания, но и для решения задач по работе с цветом, например, раскрась основными цветами там, где речь идет о народных промыслах, надо выбирать цвета, характерные для того или иного промысла и т. д. Тип, характер задания определяется комплектацией класса компьютерной техникой, количеством учебного времени, отводимого на занятия изо, особенностями обучающихся и т. д.;
графические тесты на развитие логического мышления;
интерактивный словарь терминов по различным темам.
Информационные ресурсы могут использоваться учителем и учащимся на уроке и в дополнительном обучении, при самостоятельной работе учащихся.
Видеофрагменты
В состав объектов этого типа включена видеозапись приемов лепки. Эти короткие фрагменты сопровождаются музыкой, учащиеся должны увидеть работу рук, а учитель, если сочтет нужным, добавит свой комментарий. Преимущества видео по сравнению с анимацией для этих объектов состоит в том, что учащиеся видят реальный материал, не создается впечатление нереальности, демонстрация на большом экране сделает объяснение доступным всему классу. Видеофрагменты проигрываются стандартными программами.
Способы использования ЦОР
Учитель может использовать ЦОР:
во время объяснения нового материала в качестве иллюстрации к рассказу (демонстрации);
для закрепления нового материала с последующим устным опросом;
чтобы закрепить знания в процессе выполнения самостоятельной работы с интерактивным модулем (такая работа может выполняться по группам или индивидуально);
чтобы проверить степень усвоения материала учащимися (с большой экономией времени);
чтобы обозначить проблему, которая будет решаться в ходе урока;
для домашних заданий;
для того чтобы научить учащихся извлекать необходимую информацию;
для развития любознательности, например, учитель может предложить использовать ЦОР для поиска дополнительной информации;
для того чтобы учащийся мог подготовиться к выполнению практической работы.
Ученик самостоятельно может использовать данное мультимедийное пособие для того, чтобы:
получить дополнительную информацию, удовлетворить свою любознательность, свой интерес к изучению предмета;
выполнить практическую работу;
проверить свои знания;
создать свои творческие работы;
просто из любопытства, что само по себе может вызвать определенный интерес к изучению предмета.
Цифровые объекты, применяемые на уроках изобразительного искусства, помогают успешному развитию пространственного мышления, воображения, зрительной памяти, абстрактного мышления, эстетического восприятия и чувств. Использование ресурсов в процессе обучения дает необходимую возможность ребенку следовать в обучении собственному темпу развития и освоения материала. Возможность вернуться назад, повторить столько раз пройденный материал или полюбившуюся тему, сколько необходимо, – огромное преимущество цифрового ресурса. Учитель не всегда имеет возможность повторять пройденный материал, а структура данного пособия на это ориентирована и позволяет возвращаться к любой теме, к любому разделу программы любого класса на уроке и в любое удобное время.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов соответствует требованиям, предъявляемым к учебным пособиям: безупречность в научном отношении, соответствие требованиям учебной программы, точность отражения реальной действительности; соответствие возрастным особенностям учащихся; ясность и четкость изображения; соответствие эстетическим и гигиеническим требованиям.
Ольга МАСЛЕНИКОВА, кандидат педагогических наук
Комментарии