В Петербурге разгорается скандал. Связан он с реорганизацией школы №604 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, расположенной во Фрунзенском районе. Возмущенные родители уже написали письма во многие инстанции, в том числе в Администрацию Президента РФ.
Причины и их следствиеСуть конфликта в следующем. В мае 2012 года родителям сообщили, что школа №604 будет объединена со школой №303 с углубленным изучением немецкого языка имени Фридриха Шиллера. Причинами реорганизации объявили недобор в первые классы школы №604 и избыточное количество учеников в школе №303. Однако, по мнению родителей, эта проблема решается путем открытия новой школы в районе, а не объединением школ, находящихся на значительном расстоянии друг от друга. Кроме того, второй тезис родители считают лукавством, поскольку те, чьи дети оканчивают первый класс в школе №604, утверждают, что в первых классах обучаются 28-30 человек, что не так уж мало.Еще одной причиной объединения, на взгляд родительской общественности, стал уход на заслуженный отдых директора школы №604, которой «не могут найти замену».Ссылаясь на ст. 52 Закона «Об образовании», которая позволяет родителям (законным представителям) защищать интересы ребенка и принимать участие в управлении, родители детей, обучающихся в школе №604, требуют отменить решение об объединении учебных заведений. Во-первых, дети школы №604 и школы №303 изучают разные иностранные языки, во-вторых, дети школы №604 дополнительно углубленно изучают предметы художественно-эстетического цикла (хореография, хор, музыка, ритмика, декоративно-прикладное искусство, театр, изо), которые согласно программе объединения будут исключены из учебного плана. То есть фактически ликвидируется одна из последних школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, несмотря на то что сюда ездят талантливые дети не только из Фрунзенского, но и из других районов города.Есть и другой большой минус для объединения. Согласно плану организации учебного процесса на базе школы №604 будут обучаться дети с 1-го по 6-й класс, а на базе школы №303 – с 7-го по 11-й класс. Такая организация учебного процесса создаст дополнительное неудобство родителям и детям обеих школ. Дети будут вынуждены пользоваться общественным транспортом или передвигаться одни, без сопровождения взрослых, на значительные расстояния, а в период с ноября по март – в темное время суток. Учитывая криминализацию российского общества и участившиеся в последнее время преступления против детей, это еще один повод задуматься.Не устраивает родителей и смена педагогического коллектива.Радуга перспектив23 и 24 мая с родителями учащихся школы №604 беседовала главный специалист отдела образования Фрунзенского района, однако объяснения показались им малоубедительными. Поэтому на третьем собрании, 4 июня, присутствовала уже начальник районного отдела образования Елена Гавриленко. Чиновнице пришлось объясняться практически с «кипящей» родительской общественностью. Прежде всего людей интересовало, почему об объединении образовательных учреждений стало известно только к концу учебного года. Во-вторых, почему это преподносится как уже решенный факт. И в-третьих, почему, если в районе знали о невостребованности школы, никоим образом не пытались изменить положение раньше?Несмотря на то что диалог между двумя сторонами был труден, чиновница попыталась прояснить ситуацию. По словам Гавриленко, школа №604 в течение последних трех лет показывает регрессивную наполняемость, то бишь при проектной мощности в 800 человек она обучает немногим более 500 человек, в то время как в школе №303 наполняемость 115%.Второй нюанс касается аккредитации школы №604. В марте 2013 года она заканчивается, а новую аккредитацию, по утверждению чиновницы, школа не получит, потому как есть уверенность в том, что за вывеской школы с «углубленкой» скрывается обычная общеобразовательная школа. Родителям было предложено ознакомиться с учебным планом школы №604. В начальном звене здесь программа общеобразовательной школы. Такие предметы, как музыка, хор, ритмика и т. д., появляются в среднем и старшем звене, однако они относятся к системе дополнительного образования. Поскольку теперь при аккредитации образовательного учреждения необходимо, чтобы в названии звучали те предметы, которые будут преподаваться углубленно, то название школы №604 должно быть таким: «школа с углубленным изучением изобразительного искусства». Как заметила главный специалист роно Наталья Башкеева, у одиннадцатиклассников школа с таким названием, что показывает в том числе голосование ногами, не востребована. Кроме того, чтобы образовательное учреждение было аккредитовано как «углубленка» художественно-эстетического профиля, в учебном плане нужны еще и литература, МХК на профильном уровне с преподаванием этих дисциплин 4 и 3 часа в неделю соответственно. Однако те предметы, что сейчас отличают эту школу от других образовательных учреждений, в существующий учебный план не входят.Но, как уверили чиновники, тем, кто поступал ранее или поступил в школу №604 в этом году, сохранение образовательной программы гарантировано законом «Об образовании». То есть ребята по-прежнему до выпускного класса будут изучать предметы художественно-эстетического цикла. Правда, количество классов, обучающихся по данной программе, будет постепенно уменьшаться. Что касается учителей, ведущих эти предметы, у них будут сокращаться часы, однако останется возможность заниматься преподаванием в рамках системы дополнительного образования.Таким образом, у объединения двух школ есть большие преимущества, заметила Елена Гавриленко. Прежде всего у родителей, приведших детей в будущий образовательный комплекс №303 с углубленным изучением английского, немецкого языков, будет возможность выбора углубленного изучения иностранных языков. Во-вторых, школа №303 будет школой полного дня. В-третьих, увеличится размер субсидии и вследствие этого улучшится материально-техническая база школы.Фактически ликвидируется одна из последних школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, несмотря на то что сюда ездят талантливые дети не только из Фрунзенского, но и из других районов города. Есть и другой большой минус для объединения. Согласно плану организации учебного процесса на базе школы №604 будут обучаться дети с 1-го по 6-й класс, а на базе школы №303 – с 7-го по 11-й класс.Бой, где проигравшие известныВпрочем, судя по реакции родителей, столь радужная перспектива развития умиляет только чиновников. У многих из родителей просто не укладывается в голове, зачем понадобилось ликвидировать единственную в районе школу с художественно-эстетическим уклоном. Ведь кому-то по душе иностранные языки, кому-то физика с математикой, а кому-то танец с театром. Главное – возможность выбора. В районе языковых школ и так больше всего. Как сказала одна из родительниц, если чиновников от образования не устраивал путь развития школы, то почему пять лет назад, когда учебное заведение получало аккредитацию, никто не озаботился этим вопросом, не помог, не поддержал? Почему, например, в помещениях, которые сегодня не востребованы, не устроить гончарные, художественные мастерские, где дети могли бы создавать предметы искусства, не открыть выставочный зал? Зачем нужно объединять школы, находящиеся друг от друга в 2-3 автобусных остановках, а не близлежащие? Многие семьи также волнует то, что братья и сестры будут учиться в разных зданиях.Понятно, что на эти вопросы ответы находились, но с позиции исполнительной власти: чиновники так и сыпали терминами «перспектива развития», «экономическая оправданность». В подкрепление аргументов также было приведено майское поручение Президента РФ, в котором говорится о том, что востребованные школы должны расширяться, должны создаваться комплексы за счет менее востребованных школ, с тем чтобы удовлетворить потребности родителей. Кроме того, по задумке чиновников особую гордость у родителей должно вызывать то, что это фактически первый образовательный комплекс в районе.Однако какими бы жаркими ни были уверения и весомыми доводы, показательным для родительской общественности стал вопрос, а вернее, ответ на него. «Что мы можем сделать, чтобы остановить этот процесс?» – спросили родители. «Ничего», – ответила начальник роно.На сегодняшний момент родительская общественность пока еще существующей школы №604 обивает пороги различных ведомств в надежде быть услышанной, в надежде сохранить школу и педагогический коллектив, к которому привыкла и который любит. Но, как показывает опыт, перед мощной установкой – «экономически оправданно» – держать позиции сложно, почти невозможно. Там, где речь идет о распределении финансовых средств и целесообразности их вложения, желаниям и эмоциям места нет.Из опыта объединенияИнесса ПЕТРЕНКО, директор гимназии №261 Кировского района:- Я директор, которому два года назад пришлось пройти объединение. Очень большое количество родителей хотели отдать детей в наше учебное заведение. На момент объединения в нашей школе обучалось более 800 ребят. Я могла открывать только 2-3 первых класса, поскольку мы элементарно не помещались в своей школе. Поэтому встал вопрос о предоставлении нам дополнительных площадей. При этом рядом находилась школа №257, где обучались двести детей при мощности в семьсот человек. На тот момент она уже была малокомплектной, а малокомплектной школе при современных финансовых механизмах не выжить.Наша реорганизация прошла спокойно. Здесь многое зависит от администрации района, от позиции администрации школы. Первое, что я сделала, постаралась снять напряжение, объясняя родителям, учителям присоединяемой школы, что хорошего в объединении, а также почему нам нужно расширение. Работа проводилась со всеми. К тому же в первый год я не смешивала коллективы, сохранив при этом всех детей и всех учителей. Год мы проучились спокойно. Я в этот год занималась юридическими и экономическими вопросами: мы объединяли бюджеты, разбирались с материально-технической базой и т. д. А потом, после года обучения, родители уже могли понять и оценить, что им и ребенку дает объединение.Что касается образовательных программ, то вся начальная школа работает по одной программе. Далее мы объясняли родителям, каков наш гимназический учебный план. Кто-то желал обучаться по нему, кто-то просил найти обычную общеобразовательную школу. С каждым работали индивидуально.Какое мы получили преимущество? Начальная и старшая школа у нас теперь разделены, для малышей и подростков созданы свои условия. В школе теперь более тысячи детей. Первых классов мы набираем 5-6. Таким образом, мы решили проблему востребованности, а общеобразовательная школа получила новое развитие.Комментарий К началу нового учебного года два учебных заведения Фрунзенского района будут реорганизованы. Изменения коснутся школы №303 с углубленным изучением немецкого языка имени Фридриха Шиллера и школы №604 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. К 1 сентября эти два учебных заведения будут объединены в школу №303 с углубленным изучением иностранных языков.Проект реорганизации школ предусматривает формирование двух площадок с делением по ступеням образования. На первой площадке – на улице Турку – будут обучаться школьники с 1-го по 6-й класс. Здесь будет сформировано 29 классов. Вторая площадка – на Пражской улице – примет ребят с 7-го по 11-й класс, всего 22 класса.Объединение двух зданий позволит школе набирать большее количество классов, проводить уроки физкультуры в трех спортивных залах, а также создать игровые зоны для отдыха учащихся.Предупреждая вопросы родителей и учащихся, отдел образования сообщает, что для сохранения традиций углубленного изучения предметов эстетического цикла по адресу планируется открытие отделения дополнительного образования художественно-эстетической направленности.Стоит также отметить, что на прошедшем общешкольном родительском собрании, посвященном предстоящей реорганизации, по результатам анкетирования 76% родителей высказались за объединение.Администрация Фрунзенского районаP.S. Как сообщили в пресс-службе Комитета по образованию, документы, касающиеся проекта объединения двух школ, пришли, однако решение по этому вопросу пока не согласовано. Оно не будет согласовано до тех пор, пока ситуация не разрешится мирным путем.Санкт-Петербург
Комментарии