Статья Ольги Мариничевой «Ключи от Утопии» («УГ» за 2 марта с.г.) сразу же дала толчок к размышлениям: есть ли что-нибудь лучше опыта коммунарства для воспитания и самовоспитания? У меня за плечами семь сборов в челябинской школе №1, директором которой тогда был В.А.Караковский. Это были очень насыщенные, яркие и незабываемые дни! А еще были ТУ (творческие учебы по воскресеньям, где мы готовили ребят к их первому сбору) в 825-й московской школе, в которую В.А.Караковский только-только пришел работать. Сбор тогда получился замечательный, а обычная школа за тот первый год жизни по новым для ребят и учителей коммунарским принципам основательно преобразилась.
Ирина ВОЛКОВА, Москва
В те времена было много споров: вот, мол, растим детей в идеальных условиях, даем им возможность самоуправления, творчества, а потом как в жизнь-то обычную окунутся, что от их принципов высоких и высоких же отношений останется?
А никуда это все не делось. Вот только мой личный пример: всевозможные советы приучили меня быстро находить нужную информацию и нужных людей для выполнения поставленной задачи, дорожить своим и чужым временем, укладываться в кратчайшие сроки, не бояться браться за новое дело, организовывать себя и других, руководить и подчиняться. Ответственность и самодисциплина – это прекрасные качества, которые тоже нелишние во взрослой жизни. А умение планировать (стратегически и тактически), а «мозговые штурмы», про которые сейчас пишут в умных книгах по бизнесу? Мы уже тогда в 60-70-х всем этим вещам обучались играючи.
А еще помогают жить ежедневные «огоньки» с самой собой: ну как не вспомнить, что хорошего было за день, кого и за что поблагодарить, что не очень-то удалось, а можно было бы лучше или по-другому сделать или сказать. Это просто вошло в мою жизнь, да так со мной и осталось.
И еще, конечно же, люди. Со своими школьными друзьями разных возрастов (отряды на сборе были разновозрастными) я поддерживаю связь долгие годы. Они моя поддержка, мы с ними «одной крови». И новых друзей я искала по такому же признаку.
А мир уже устал от конфликтов, жесткости, насилия над личностью. Хочется, чтобы учили не просто читать-писать-считать и часто под угрозой двойки и непоступления в вуз, а чтобы шло такое интенсивное проживание школьных и студенческих лет, чтобы эти читать-писать были не самоцелью. Надо все время думать, для чего и ради чего все делается. Вот если «для улыбки товарища», для любовного взращивания Человека и Гражданина, то коммунарство подходит в самый раз.
Комментарии