search
main
0

Остались еще энтузиасты. Надолго ли их хватит?

Школьному геологическому движению Омской области – 40 лет. Из него вышли почти все лучшие специалисты региона, которые сейчас занимаются природными ресурсами и охраной окружающей среды. Игорь Вяткин, директор территориального Фонда ПРиООС по Омской области, ученый секретарь региональных отделений РосГео, РГО, профессор РАЕ, движение вверх по карьерной лестнице тоже начинал когда-то с геологического движения.

Игорь Вяткин очень боится, что молодежь из нынешнего поколения не сможет повторить его путь. Знать свою землю необходимо каждому человеку. Ведь познание родного края – это и ответственность за него, то есть то самое, что называется патриотизмом и гражданственностью. Вместе с членами регионального отделения Географического общества в детском геологическом движении работает много школьных учителей, педагогов дополнительного образования. Но это – энтузиасты. Государственного подхода нет, сетует Вяткин.

В основном юные геологи – ученики сельских школ. Наверное, они ближе к земле. В прошлом году ребята из НОУ с помощью специалистов территориального фонда сделали сотню научных работ о родной земле. Лучшие из них были отправлены в Министерство природных ресурсов России – тогда оно затевало слет юных водников. А движение «Чистые реки детства» в Омской области создано еще в 1980 году – организовывал Федор Иванович Новиков, геолог, учитель и один из организаторов движения юных геологов. Работы троих ребят были признаны лучшими, их пригласили в Москву, на всероссийский слет юных водников. Но пока собирались, произошла реорганизация министерства. И про школьников просто забыли. Даже грамот не прислали, хотя Вяткин писал и умоляющие, и ругательные письма. А ведь старшеклассники благодаря этим грамотам могли поступить на бюджетные места водохозяйственных отделений сибирских вузов. Так и осталось непонятным, нужны ли государству люди, которые по-настоящему любят будущую работу?

Геологическое движение замирало на время, как все в стране, впрочем. В 2000 году территориальный Фонд по природным ресурсам и отделение Географического общества взяли его под свою эгиду. Для начала написали программу по «Чистым рекам». Причем программа эта конкретная, методическая – учителю остается «только» работать по ней. Составили пять экспедиций по северным районам области. Каждое лето ученые, члены Географического общества, студенты, аспиранты и школьники отправляются в походы. И обязательно берут с собой по 3-4 учителя – те и работают в свое удовольствие, и учатся проводить экспедиции самостоятельно. Конечно, занимаются они этим в свободное от работы время и на собственные деньги. Поддержки от Министерства образования Омской области геологическое движение не получает.

– Ну дало бы нам Министерство образования Омской области хоть 200 тысяч рублей – на палатки да на снаряжение. Мы просим уже шестой год. Мы бы и ребятишек больше взяли, и педагогов больше обучили. Нашим-то министерством расходы на воспитание детей не предусмотрены. Это мы по старой привычке «юных геологов» занимаемся, чтоб не дать закиснуть себе и другим, – говорит Игорь Вяткин. – Понятно, если денег нет, то нет ничего. Зачем говорить о профильности, если она никого не интересует – на деле, а не на бумаге? Вот же есть дети, которые реально хотят быть геологами, экологами. Помочь им чуть-чуть – они специалистами будут с детства. Причем специалистами, по-настоящему любящими свою землю.

Совместными усилиями учителя, ученые написали книгу «Земля, на которой мы живем». Это фундаментальный энциклопедический труд об Омской области со времен палеозоя. В нем описаны все полторы тысячи краеведческих памятников, природоохранных территорий. Ведь надо знать, что охранять, прежде чем браться за охрану природы. Иногда ее и защищать не нужно – достаточно рассказать людям, в каком замечательном месте они живут. Природоохранные территории ведь не огорожены забором. Региональное отделение Географического общества сумело выпустить только 750 экземпляров. В научной библиотеке Омска это самая зачитанная книга, кстати, получившая диплом Российского географического общества. Объединяет почти все школьные предметы – историю, географию, биологию, зоологию, экологию, экономику, краеведение, химию… Учителям, работающим в геологическом движении, ученые, конечно, выдали по экземпляру. Но Министерство образования Омской области уникальным учебником совершенно не заинтересовалось. Сейчас готовится второй выпуск, тоже небольшой, но ни вклада, ни предложений от Минобра области по-прежнему нет. Увлеченные ребята приходят в библиотеку ТФПРиООС, смотрят фильмы о земле, которые здесь снимают. Но все – на энтузиазме их педагогов, когда-то вышедших из того же движения юных геологов. Все взаимосвязано – заинтересованные учителя и учат интересно. Но что дальше? Нужно-то полмиллиона рублей, чтобы поднять движение, сделать массовым. Область не обеднеет, зато получит ребят, которые мечтают быть геологами, экологами, учителями географии. Они будут работать – даже при смешной зарплате – с удовольствием, а не из-под палки. И естественно-научное образование получит новый импульс к развитию. Помочь созданию детских геологических кружков не сложно: первоначально выделить можно даже не по 50 тысяч – на палатки и оборудование, а хотя бы по 3 – на горные компасы. По крайней мере, стало бы понятно, что Министерство образования интересуется настоящей, живой, а не бумажной работой. Ведь юные геологи делают вполне реальные вещи – чистят реки, охраняют природу, изучают родной край. Даже месторождения открывают! Желающих «влиться» много, особенно в селе. Но, к сожалению, в селе и люди беднее. Сейчас в эколого-геологическом движении – около 20 тысяч жителей Омской области разных возрастов и занятий. А надо бы 2 миллиона. Интерес-то есть – возможностей нет.

Специалисты территориального фонда отслеживают успехи детей в естественно-географических науках, следят за работой победителей олимпиад, помогают им поступать в ведущие вузы Сибири. Им – бывшим юным геологам – нужны хорошие специалисты. А государству? Российская империя создавалась и держалась на горно-геологической службе, которую организовал Петр I. Инженеры-горняки были высокообразованными людьми во всех отраслях знаний. Ведь разведка месторождений предполагает развитие мысли, умение сравнивать, анализировать. И личные качества развивает. Общефилософская высота знаний и создает высокообразованное гражданское общество. Любовь к своей земле объединяет и гуманитарное, и естественное, и техническое образование. На Сибирской геологической олимпиаде в Новосибирске ученые задали детям сотню вопросов, на которые сами не знают ответов. И ведь получили их от детей! Не все и не совсем четкие, но нестандартные решения – это уже много. Ближайшие 10 лет потребуют профессионалов – геологов, геодезистов, нефтяников, обогатителей. Их надо готовить. Тем более что Омская область прирастает недрами. Недавно открыто Тарское циркониевое месторождение, построен обогатительный комбинат. Педагог дополнительного образования из местного Дворца творчества привел туда своих ребят на экскурсию, и главный инженер прямо за них ухватился – учитесь, ребята, и возвращайтесь, нам нужны такие, неравнодушные.

Отделение Географического общества снимает фильмы о природных ресурсах Сибири. Жители Омской области не знают, например, что на территории Крутинского района живет самая северная колония пеликанов. Снимают сами, частично домашними видеокамерами, в свободное время пишут сценарии, озвучивают…. Из пяти созданных ими фильмов три получили дипломы Всероссийских и международных авторских и даже профессиональных фестивалей. Но на омское телевидение их не берут. То есть берут, но просят за показ деньги. Так что ученые сами ездят по школам, демонстрируют их на своих лекциях. А Министерству образования Омской области, которое должно понимать, что это – бесценный учебный материал, они тоже не интересны! Причем ни платно, ни бесплатно – на предложения Вяткина они просто не реагируют.

– Мы-то готовы предоставить фильмы – лишь бы больше детей их увидело, разве что за кассету надо заплатить. Их переписывают друг у друга, они живут своей жизнью. Но не государственной. Географическое общество – не коммерческая организация, сами деньги просим. И территориальный Фонд по природным ресурсам и охране окружающей среды не обязан, да и не может выделить много средств на воспитание школьников, – возмущен Вяткин. – Чем занимаются чиновники образования? И, собственно, чья это функция – воспитание школьников?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте