search
main
0

Осознать и принять новые условия

Роль адаптации в жизни дошкольника

В отечественную психологию понятие «адаптация» пришло во многом благодаря талантливому соотечественнику Алексею Николаевичу Леонтьеву, который в своих трудах утверждал, что каждый человек уникален по-своему, у каждого свои индивидуальные особенности, следовательно, и свой тип адаптации.

А что необходимо делать родителям и воспитателям для успешного прохождения адаптационного периода в дошкольном образовательном учреждении?

Ответ на данный вопрос был подготовлен с учетом опросов родительской общественности и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также согласован с психологом-консультантом и экспертом в образовании.

Работа сотрудников дошкольных учреждений вызывает добрые, поистине нежные и открытые чувства в сердцах людей. Родители, едва поставив на ноги свое чадо, ведут его в детский сад, которому доверяют.

Воспитателю, помощнику воспитателя необходимо владеть большим теоретическим психолого-педагогическим арсеналом, желанием приумножать личный опыт, уметь его рефлексировать для достижения грамотно созданных педагогических условий.

Важное значение в жизни ребенка имеет этап предадаптации, который продолжается не менее 2-5 месяцев до поступления ребенка в дошкольное учреждение.

Для успешного прохождения малышом данного периода необходимо, чтобы все участники процесса воспитания слаженно выполняли комплекс мер, направленных на стабилизацию адаптации каждого ребенка не только в групповом плане, но и в индивидуальном порядке, так как каждый ребенок требует к себе индивидуального подхода, особенно в дошкольном возрасте.

От сотрудников дошкольного учреждения требуется максимальная отдача сил детям и родителям в плане проведения индивидуальных консультаций, потому что даже самые ответственные родители зачастую испытывают трудности, которые являются основополагающими при прохождении их ребенком адаптационного периода в силу отсутствия необходимых знаний и личного опыта.

Для успешного преодоления адаптационного периода необходимо, чтобы воспитатель был заинтересован в благоприятном прохождении детьми данного периода.

Воспитатель – это наставник семьи, который дает общую информацию рекомендательного характера о прохождении пред­адаптационного и адаптационного периодов. Воспитатель, анализируя деятельность воспитанников, формирует отчет, где кратко описывает полученные сведения. Данная работа проводится с целью информирования законных представителей не только о проблемных вопросах, но и о достижениях воспитанников.

На родительских встречах с сотрудниками дошкольного учреждения родители получают ценные рекомендации, которые помогают им в социальном развитии ребенка.

Таким образом, родители совместно с работниками дошкольного образовательного учреждения, учитывая индивидуальные особенности детей, особенности воспитания, принятые в семье, стараются подготовить ребят к адаптированному посещению сада.

Для сплочения коллектива необходимы игровые технологии. Уделяя большое внимание играм, воспитатели помогают детям с адаптацией в стенах дошкольного образовательного учреждения.

Прогулка на свежем воздухе с элементами игр пробуждает у детей мотивацию, желание принять участие в игре, а значит, и стимулирует в них желание общаться со сверстниками.

В ходе прохождения периода адаптации воспитатель, анализируя деятельность детей, формирует представление об индивидуальных особенностях.

В процессе работы воспитатели сталкиваются с большим количеством детей, которые испытывают различные трудности.

Безусловно, воспитатель, наблюдая трудности, будет рекомендовать родителям оставлять ребенка на неполный день, обычно с 8 до 12 часов дня.

Когда воспитанник начнет привыкать, время пребывания в группе можно будет увеличить. При правильно структурированной работе дети привыкают к условиям дошкольного учреждения за 20-30 дней.

В большинстве случаев с возникшими трудностями воспитателям помогают справиться опыт и трудолюбие, а в остальных случаях – сотрудничество с психолого-педагогическим консилиумом.

Частые болезни детей также являются одним из основных критериев задержки адаптации.

В первые дни пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении следует оставлять ребенка в группе на 4 часа, затем совместно с воспитателем отслеживать уровень адаптации, как правило, этот период проходит от двух до четырех недель, а потом уже можно оставлять ребенка на целый день.

В этот период дети находятся в состоянии стресса, который существенно выражен в частых поведенческих реакциях, таких как отказ от приема пищи, ухудшение самочувствия, частые обиды на окружающих, плач, отказ от дневного сна или беспокойный сон, потеря веса и ранее обретенных умений, навыков.

Здесь приведены наиболее часто встречающиеся ситуации в процессе смены привычного ритма жизни. Все это может существенно отразиться на здоровье ребенка.

Чтобы исключить затяжную адаптацию, необходима совместная работа всеми участникам воспитательного процесса.

При успешной адаптации у ребенка быстро восстанавливаются поведенческие реакции, обычно это занимает от двух недель до месяца.

По личному опыту воспитателей можно сказать, что особую группу детей с задержкой адаптационного периода чаще всего составляют те, у кого родители страдают гиперопекой.

Поведенческие реакции у таких воспитанников с большим трудом нормализуются не к первому месяцу, а процесс затягивается от полугода до целого года.

Основной причиной задержки является физическое и нервно-психическое состояние ребенка, которое выражено крайним психоэмоциональным напряжением.

Воспитателю необходимо стараться как можно скорее помочь ребенку найти друзей, которые заменили бы ему внимание родителей.

В процессе пребывания ребенка с низким уровнем адаптации в дошкольном образовательном учреждении воспитателю важно учитывать его индивидуальные потребности, заменяя привычную окружающую среду на восприятие установленных правил режима пребывания в дошкольном образовательном учреждении. При этом воспитателю важно руководствоваться негласным правилом «главное – не навреди», протянуть руку помощи, помочь ребенку осознать и принять новые условия. Ребенку важно увидеть в новых условиях только доброе и хорошее, позволяющее повысить его мотивационную составляющую.

На основании изложенного разработан цифровой ресурс, который позволяет родителям, воспитателям и психологам выявить степень адаптации воспитанников к дошкольному учреждению. Интерактивный ресурс помогает всем участникам воспитательного процесса провести мониторинг и отследить отклонения в процессе прохождения адаптационного периода воспитанников детских образовательных учреждений, выполнить профилактику и преодоление психологических проблем в период адаптации, что позволяет своевременно оказывать действенную помощь детям.

Для знакомства с цифровым ресурсом изучения психологических особенностей адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению нужно перейти по ссылке https://learningapps.org/watch?v=pdzndhxe322.

Нажия АЛЛЯМОВА, Кирилл УШКИН, учителя школы №1596

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте