Владимир БЕЗДУХОВ, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой педагогики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии:
– Что в исследовании Исаака Калины есть нового для педагогической науки? Я должен сказать, что оно очень интересно выполнено как на теоретическом, так и на практическом, прикладном уровне, на уровне прогнозирования. Через всю работу проходит сквозная мысль, идея, которая позволяет ему решать поставленные задачи и при этом не расплываться в море проблем образования, – идея консолидации общества, единения людей. Калина утверждает, что образование – один из факторов, которые это обеспечивают. Образование, несмотря на социальное расслоение в обществе, благодаря своему содержанию, своей проспективности делает возможным культурное равенство людей. Когда дети сидят в классе, они все равны, другой вопрос, почему один учится так, а другой – этак, почему один ведет себя так, а другой – этак, но это уже другой вопрос. Содержание образования общее для всех, оно приводит к общему, но не единому во взглядах. Это общее и есть то, что консолидирует людей. Принятие этого большинством людей этого общества и есть признание того, что в этом обществе есть культура. Идея консолидации, единения людей ставится и решается на всех уровнях.Ценности должны наполнить содержание педагогического образования, благодаря чему оно и осовременится. Ценности общечеловеческие, они нетленны, неисчезаемы, существуют всегда и везде, но в какой-то момент они отходят на второй план. Для чего нам нужны ценности? Для того чтобы консолидировать людей, чтобы был консенсус мировоззрения. Мы не едины в мировоззрениях, во взглядах, мы должны находить точки соприкосновения, и только благодаря этому мы можем построить гражданское общество не на бумаге, а реальное гражданское общество. О консолидации написано много, но Калина, опираясь на взгляды ученых о консолидации, раскрывает сущность консолидирующей функции образования. В аспекте раскрытия консолидирующей сущности образования до него никто не писал. Естественно, Исаак Иосифович опирается на идеи Александра Асмолова о культуре полезности и культуре достоинства, но в этом случае он говорит о достоинстве человека, достоинство человека есть императив, а раз это императив, то он побуждает. Это есть нравственный закон душевный, это не побуждение к нравственности, а сама нравственность. В то же время Исаак Иосифович интерпретирует золотое правило нравственности в рамках ведущей идеи и в рамках того ориентира, который есть человечность отношений и человеческие отношения. В таком аспекте один из двух моментов вариации (справедливость и милосердие) золотого правила нравственности даже в этической науке в таком разрезе не ставился. Естественно, различные варианты золотого правила нравственности прекрасно раскрыты у некоторых авторов, но в таком аспекте, в каком его раскрыл Исаак Калина с точки зрения человеческого достоинства, вы у них не найдете.Исаак Калина обратился к модернизации и вывел сущность модели, но не просто вывел, а показал, каким образом эту модель можно использовать в образовании. Положительные элементы модернизации, что греха таить, есть, например, свобода слова. Наше образование, слава богу, пошло по пути национальной модернизации, и это действительно то, что нам надо. Мы должны идти своим путем, Исаак Иосифович очень четко в контексте причин наследственных связей (раз есть предпосылки модернизации образования) показал, какие следствия появляются, если было какое-то причинение. Например, гуманизация и гуманитаризация образования причинили появление социокультурной стратегии, разработанной Александром Асмоловым. Мы видим новый ракурс рассмотрения идей модернизации образования.Естественно, научный интерес представляет то, как в исследовании разработан аксиологический аспект модернизации образования. Что делает Калина? Он обосновывает принципы конструирования и потом делает то, чего не было у Краевского, – предлагает принципы реализации сконструированного содержания образования. Новое слово в науке – три принципа, которых до того не было в педагогической науке и которые обеспечивают реализацию аксиологических оснований обновляемого, осовремениваемого педагогического образования. Обращение к идеям Гардмана, Гильденбрандта, Шеллера позволило ему, опираясь на идеи этих философов, раскрыть сущность этих принципов, предназначение культурологического и ценностного подходов на том или ином уровне методологии как при конструировании и формировании содержания образования, так и при его реализации.Исаак Калина конкретно и четко прописывает те рекомендации, которыми необходимо воспользоваться при реализации содержания образования по всем его уровням, которые вывел Краевский. Я убежден, что работа Калины вносит вклад в развитие педагогической науки, решает серьезную научную проблему. Это проблема осовременивания педагогического образования. И в то же время эту работу действительно можно считать одной из первых ласточек на пути к разработке новой отрасли педагогического знания, имея в виду аксиологию образования. У нас есть разрозненные исследования, но надо все это систематизировать, чтобы появилось новая область педагогического образования – аксиология образования. Это имеет большое теоретическое значение.Александр ОРЛОВ, член-корреспондент РАО, профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого:- Когда мы говорим о модернизации образования как о важнейшей составляющей модернизации всего общества и государства, мы прекрасно понимаем, что в модернизации образования ведущую роль играет, естественно, учитель, потому что и стандарты, и учебники, и программы не могут определить качество профессионально-педагогической деятельности и ее результаты. Этим прежде всего определяется качество педагогического общества. Если анализировать причины недостаточной готовности педагогического корпуса к реализации сегодняшних задач обучения и воспитания, то среди наиболее значимых можно выделить низкий социальный престиж учительской профессии, обусловленный в основном социально-экономическими обстоятельствами. Для этого необходимо отметить и неопределенность профессионального статуса педагога, что обусловлено слабой нормативно-правовой базой жизнедеятельности современной школы. Вероятно, новый закон «Об образовании в РФ» внесет некоторую ясность в профессиональный статус педагога. Кроме того, устаревшие психолого-педагогические знания педагога приводят к доминированию монологических менторских методов обучения и воспитания в образовательном процессе массовой школы.Модернизация отечественного высшего педагогического образования должна быть ориентирована на подготовку педагогов, способных осмыслить и освоить цели, содержание и технологии воспитания подрастающего поколения в современном сложном и переменчивом мире. Но к сожалению, в обществе, государстве и педагогической среде нет единства во взглядах на сущность и смысл современной педагогической деятельности, на основные функции педагога, на цели, содержание, технологии обучения и повышение квалификации педагогического корпуса. Разброс мнений достаточно велик, и в этом не было бы ничего вызывающего обеспокоенность, если бы не одно важное обстоятельство: культивирование рыночных взглядов на систему образования как на сферу услуг. В результате в общественном сознании начинает складываться взгляд на педагога как на человека, оказывающего некоторые образовательные услуги, посему, считается, педагог – учитель-предметник, предметный эксперт, как утверждают представители чисто экономического подхода к образованию, а потребитель – ученик – покупает эти услуги. Но образование не может быть только услугой по определению, школьник не получает научно-этические знания в готовом виде, опыт эмоционально-ценностных отношений и модели поведения он усваивает на основе активного взаимодействия с педагогом, родителями, сверстниками и окружающим миром.Главная особенность профессиональной педагогической деятельности то, что она осуществляется в контексте взаимодействия «человек-человек». Имея в качестве цели своей деятельности становление и развитие духовно-нравственного, интеллектуального, эмоционально-волевого и физического облика ребенка, педагог не столько носитель передаваемой учащимся культуры, сколько организатор их разнообразной деятельности и общения. Образовательный процесс в школе все больше приобретает диалоговый характер, становится межкультурной коммуникацией. Предпринятая Исааком Калиной попытка рассмотреть аксиологические основания модернизации отечественного образования позволяет вычленить генеральный вектор его развития, что дает возможность увидеть всю совокупность факторов и условий, которые нужно учитывать при проектировании любых многообразных моделей подготовки педагогов к профессиональной деятельности в развивающейся России.Работа Исаака Калины дает возможность судить о большом опыте его практической деятельности, особенно радует у него наличие стратегического мышления, видение стратегических проблем, что вполне естественно. Можно сказать, что Исаак Иосифович провел большое самостоятельное исследование, в котором решена крупная научная проблема, имеющая большое социокультурное значение для устойчивого развития страны в целом, системы образования в частности.Игорь АЛЕХИН, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики Военного университета Министерства обороны РФ:- В последние годы все больше и больше появляется исследований, результаты которых показывают то, что ребенок, который обучается в школе, нынче становится другим. Не лучше, не хуже. Другим. Вопрос: а готов ли учитель к работе с этим другим ребенком? Как и что изменило педобразование в нашей стране в подготовке учителя, чтобы он мог эффективно учить, воспитывать, готовить к жизни, социализировать другого ребенка? Я думаю, уже это доказывает, что работа Исаака Калины, несомненно, актуальна. Она была нужна даже не сегодня. Она нужна была уже вчера, тогда, когда начинали реформировать, а не модернизировать педагогические вузы в нашей стране.Почему вопрос стоит о модернизации? Думаю, это тоже вполне актуально и этично с точки зрения отношения к тому, что сделано. Наше образование всегда было и остается реально одним из лучших в мире, но в последнее время мы почему-то стали стесняться этого. Черту невозврата мы еще не прошли, есть возможность сохранять лидерство и сегодня. Аксиологические основания важны для подготовки преподавателей, важны ценности педагога, ребенка, родителя, но пока они не во всем сходятся.Исааку Калине удалось сформулировать научную проблему исследования и решить ее, мне понравилось, что проблема сформулирована в двух аспектах – в теоретическом плане и в прикладном. Эта научная проблема открывает новое научное направление – аксиология образования, что дает нам основания признать, что эта работа вносит важный вклад в педагогику высшей школы. Калина разработал практико-ориентированную аксиологическую концепцию педагогического образования. Мне интересна сама концепция как совокупность взглядов на образование для учителей, на ценность. Он выделил компоненты концепции: миссия, ведущая идея, принципы. Мне понравилось, что миссия – обеспечение культурного равенства, ведущая идея – консолидация общества, это говорит о серьезной проработке концепции. В работе обрисована педагогическая сущность содержания процессуальных компонентов, ведь концепция – это система основных взглядов, предположений, положений, процесс реализуется и может быть выполнен. Мне понравились такие процессуальные компоненты, как сущность консолидирующей функции образования, которая формирует взгляды учителей на добро, на пользу, на достоинство, на благо, педагогическая сущность социально-нравственного феномена образования или ориентира образования, которая заключается в реализации человеческих отношений и человечности отношений, а также научных представлений о педагогической реальности, социальная значимость педобразования, предназначение культурологического и ценностного подходов.В работе раскрыты такие понятия, как нравственный опыт педагогической деятельности, личностный нравственный образ будущего учителя – это вклад в методологию педагогического образования, по-новому обосновано содержание интересных принципов, это принципы высоты ценностей, комплементарности ценностей и ценностного ответа, это важный вклад прежде всего в содержание педагогического образования.
Комментарии