По мере того как развиваются рыночные отношения, все более острым становится вопрос оплаты труда работников образования. Работников той сферы, где формируются профессиональные кадры для всех отраслей экономики.
В условиях ЕТС не удалось приблизиться к выполнению норм оплаты труда педагогов и создать реальный стимул для привлечения молодых специалистов. Интенсивный отток высококвалифицированных работников и увеличение среднего возраста педагогических кадров продолжается.
По поручению Правительства России начиная с 2002 года разрабатывается отраслевая система оплаты труда работников образования. Хочу напомнить, что и Концепция модернизации российского образования предусматривает увеличение государственной поддержки и стимулирование оплаты труда педагогов, иными словами, переход на оплату труда с учетом специфики отрасли. Без этого невозможно привлечь в образовательную сферу талантливую молодежь, а следовательно, повысить качество образования.
Созрели предпосылки для отказа от ЕТС и перехода на отраслевую систему оплаты труда с одновременным повышением минимальной тарифной ставки педагогических работников не менее чем в 1,5 раза, а средней зарплаты в целом – примерно в 2 раза.
Для введения отраслевой оплаты труда необходимо:
– определить обоснованные соотношения в уровнях оплаты труда различных категорий работников (разработать тарифную систему оплаты труда различных категорий работников);
– провести нормирование труда посредством государственного регулирования продолжительности рабочего времени;
– разработать способы учета в организации оплаты качественных показателей работы (разработать поощрительные системы оплаты труда за счет надтарифного фонда).
Отмечу, что одна из моделей отраслевой оплаты труда была разработана в 2002 году, однако она так и не была реализована из-за недостаточного финансирования и отсутствия федеральных гарантий. Модель, которую мы представляем в нынешнем году, разрабатывали специалисты Минобразования, экономисты органов управления образованием и вузов, а также представители ЦК Профсоюза работников народного образования и науки.
Отраслевая система оплаты труда работников образования выстраивается исходя из таких основных принципов, как установление базовых размеров ставок (окладов), дифференциация ставок заработной платы (окладов) в зависимости от уровня образования, стажа педагогической деятельности и научно-педагогической работы, занимаемой должности, типа образовательного учреждения (Таблица 1). Новым подходом в построении системы стало введение базовых размеров ставок, которые строятся с учетом количества лет профессиональной подготовки. При этом за единицу принимается среднее полное общее образование, а размер минимальной оплаты труда устанавливается для работников, не имеющих основного общего образования, занятых простым трудом, не требующим профессиональной подготовки. Установление таких базовых размеров ставок позволяет соотнести уровень минимальной ставки педагогических работников, имеющих определенную квалификацию, с минимальным размером оплаты труда и на этой базе построить отраслевую тарифную сетку.
Для определения базового размера ставки, соответствующей общему среднему образованию, применяется соответствующая формула расчета. Базовые размеры определяются от минимального уровня 900 рублей. То есть мы увеличили действующий ныне минимальный размер оплаты труда в полтора раза. Предусматривается также, что базовые размеры ставок подлежат повышению одновременно с повышением минимального размера оплаты труда.
Другой основной тарифообразующий фактор – профессиональный стаж – учитывается в отраслевой сетке при помощи шести стажевых групп (Таблица 2). Ставки и оклады дифференцированы в зависимости от занимаемой должности. Должности собраны в три группы.
Базовые размеры ставок установлены для третьей группы педагогических работников. То есть это самая низкооплачиваемая группа в системе образования. Дальше применяются коэффициенты: по первой стажевой группе – 1,2, по второй – 1,15. Межстажевые соотношения устанавливаются так, чтобы абсолютный размер увеличения ставки постоянно возрастал. В последней стажевой группе размер ставки практически удваивается.
Кроме того, предусматривается, что ставки работников образования увеличиваются на 1000 рублей за почетное звание «Народный учитель»; на 600 рублей – за почетные звания «Заслуженный учитель», «Заслуженный преподаватель», «Заслуженный мастер профтехобразования», другие почетные звания, установленные для работников различных отраслей, название которых начинается со слова «Заслуженный», при условии соответствия профилю учреждения или преподаваемых дисциплин.
Предлагается также установить надбавки педагогическим и руководящим работникам (за исключением профессорско-преподавательского состава вузов и ИПК) за ученую степень доктора наук и кандидата наук при условии соответствия профилю учреждения или преподаваемых дисциплин. Эти надбавки будут составлять 800 и 400 рублей соответственно. Для профессорско-преподавательского состава вузов остается действующий размер надбавки за ученую степень, то есть 1500 и 900 рублей.
Учитываются также повышающие коэффициенты за работу в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, закрытых административно-территориальных образованиях, в учреждениях для детей-сирот, для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии, в оздоровительных образовательных учреждениях и специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей с девиантным поведением.
Ставки заработной платы педагогических работников значительно повышаются при наличии квалификационной категории (второй, первой и высшей). Квалификационные категории устанавливаются по результатам аттестации в соответствии с «Положением о порядке аттестации педагогических работников образовательных учреждений» и «Требованиями к квалификационным категориям педагогических работников образовательных учреждений». Эти документы нужно будет существенно переработать, так как в новых условиях повышаются требования к работникам, претендующим на квалификационную категорию. Это уже не может быть массовым явлением, как в настоящее время, когда 30 процентов педагогических работников тарифицированы по 12, 13, 14-му разрядам ЕТС.
Оклады профессорско-преподавательского состава учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования дифференцированы по должностям и стажевым группам.
Всего вводится 8 стажевых групп. Первые две группы с интервалом в 3 года, следующие три – с интервалом в 4 года, далее группы с интервалом в 5 и 7 лет. Последняя группа предусматривает стаж свыше 30 лет.
Оклады профессорско-преподавательского состава устанавливаются с повышающим коэффициентом (в соответствии со статьей 54 Закона РФ «Об образовании» и статьей 30 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). Так, минимальный оклад преподавателя (ассистента) вуза (3520 рублей) в 2 раза превышает размер ставки педагогических работников с дипломом «Магистр» по третьей группе должностей.
Размер оклада заведующего кафедрой и декана определен с учетом действующих доплат к должностному окладу преподавателя. По сравнению с окладом преподавателя (ассистента) оклад доцента больше на 25%, а оклад профессора – на 50%.
Должностные оклады руководящих работников устанавливаются в зависимости от группы по оплате труда руководителей с учетом специфики и условий работы различных типов и видов образовательных учреждений. Отнесение образовательных учреждений к группам по оплате труда руководящих работников осуществляется учредителями или уполномоченными ими органами в зависимости от объемных показателей. Система объемных показателей в этом случае – средство, с помощью которого в уровне оплаты труда руководящих работников учитываются различия в управлении учреждениями, их масштаб, техническое оснащение, уровень квалификации работников и другие показатели, основным из которых остается количество учеников (воспитанников). Объемные показатели устанавливаются федеральным органом управления образованием – по образовательным учреждениям, финансируемым из федерального бюджета, и региональными органами управления образованием – по учреждениям, которые финансируются из бюджетов субъектов Федерации и муниципалитетов.
Надтарифный фонд оплаты труда в образовании должен составлять не менее 40% фонда оплаты труда. Сегодня он составляет 33 процента и является наименьшим среди отраслей бюджетной сферы.
Сегодня весьма активно обсуждается законопроект об отраслевых системах оплаты труда бюджетников. Остается надеяться, что предложения Министерства образования и учительского профсоюза будут приняты.
Галина БАШКИНА, заместитель начальника Управления экономики и социального развития Министерства образования России
Комментарии