search
main
0

ОСОТ или НСОТ… Есть ли разница между двумя понятиями?

Президиум Центрального комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ постановил провести в феврале – декабре 2009 года отчеты и выборы в первичных и территориальных профсоюзных организациях. Это значит, что до начала отчетно-выборной кампании осталось совсем немного времени. Свое мнение о том, какова роль вузовских первичных профсоюзных организаций в наше сложное время и какие задачи они должны решать, высказывает заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Вадим ДУДИН.

Нынешний учебный год будет годом проверки первичных вузовских профорганизаций на профессионализм и умение работать как с администрацией вузов, так и с самими вузовскими коллективами при переходе на новую систему оплаты труда. Еще два – два с половиной года назад нам говорили о том, что невозможно достойным образом повысить уровень заработной платы работников образования до тех пор, пока существует ЕТС, поэтому должна быть сформирована отраслевая система оплаты труда. Однако понятие «отраслевая система» как-то само собой было заменено понятием «новая система оплаты труда». Сложность ситуации состоит в том, что значительное повышение зарплаты работников образования предполагается осуществить не столько за счет увеличения объемов бюджетного финансирования, сколько за счет проведения структурных институциональных изменений в отрасли.

Профсоюз все эти годы боролся за увеличение ФОТ, сохранение федеральных гарантий по уровню оплаты труда, обязательное участие представительных органов работников в осуществлении процедур перехода на НСОТ и прозрачное правовое обеспечение этого перехода. С 1 декабря этого года по решению Правительства РФ бюджетная составляющая вузовских ФОТ увеличивается на 30 процентов, но, к сожалению, объема этих средств явно недостаточно, чтобы обеспечить существенное повышение оплаты труда работников и одновременно получить достаточный фонд для стимулирования лучших. Существующая ныне редакция 144 статьи Трудового кодекса позволила Правительству РФ при введении НСОТ уйти от установления базовых окладов для работников федеральных учреждений, а Рособразование, выпустив приказ №1169 об утверждении примерного положения об оплате труда работников вузов, полностью ушло от установления в нем каких-либо цифровых оценок окладов для различных квалификационных групп и уровней. По нашему мнению, это отражение позиции Минобрнауки России, так как в примерных положениях, утвержденных соответствующими министерствами для медиков и работников культуры, в отличие от образования, присутствуют отраслевые оценки. Таким образом, для работников федеральных образовательных учреждений, подчиненных Рособразованию, в качестве основных федеральных гарантий остались лишь 2 позиции: размер оплаты труда работника с 1 января 2009 года не может быть меньше 4330 рублей, и, как это определено постановлением №583, «Заработная плата работника (без учета премий и стимулирующих выплат), устанавливаемая с 01.12.2008 года, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и стимулирующих выплат), выплачиваемой до этого на основе ЕТС». Можно предполагать, что в 365 вузах, подчиненных Рособразованию, будут разные условия оплаты труда, что может привести к чрезвычайной конкуренции за высококвалифицированных работников и явной миграции профессиональных кадров. Сдемпфировать эти негативные последствия может только согласованная, совместная работа региональных советов ректоров и региональных координационных советов председателей профсоюзных организаций. Значительной «подушкой безопасности», предохраняющей от нежелательной миграции работников из вуза в вуз, в этом случае может стать развитие в параллель с переходом на НСОТ в вузах дополнительных социальных программ поддержки работников за счет внебюджетных средств учебных заведений. Не надо снимать с повестки дня и вопрос разработки Федеральной социальной программы поддержки работников вузов.

В постановлении №583 и рекомендациях Минздравсоцразвития РФ зафиксирована необходимость согласования всех принимаемых решений с профсоюзными организациями в рамках коллективных договоров. В отраслевом соглашении также зафиксировано, что положение об оплате труда в вузе – приложение к коллективному договору, а следовательно, должно приниматься конференцией коллектива и регистрироваться в соответствии с законом в органах по труду.

Почему-то создается впечатление, что, заставив работника до 1 октября расписаться в приказе о переходе на новые условия оплаты труда с 1 декабря, вузы полностью выполняют условие о предупреждении работника за 2 месяца. Но если при этом работнику не были предложены конкретная должность, предполагаемый оклад и хотя бы возможный диапазон надбавок, то юридически подпись работника под приказом едва ли будет впоследствии признана судом в качестве выполнения нормы ТК. По итогам обсуждения вопроса о введении НСОТ на заседании Российского совета ректоров приказом Минобрнауки России сформирована рабочая группа из представителей Рособразования, РСР и Общероссийского профсоюза образования. Группа будет проводить мониторинг процесса реализации постановления №583. В качестве первоочередных для обсуждения на заседаниях рабочей группы мы сочли необходимым вынести следующие вопросы:

– подготовки и обсуждения квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих в федеральных образовательных учреждениях;

– уточнения перечня наименований должностей, которые не вошли в приказы Минздравсоцразвития РФ по профессиональным квалификационным группам для введения новой системы оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях, но имеются в штатных расписаниях федеральных образовательных учреждений, а также поименованы в общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов и тарифно-квалификационных справочниках, утвержденных постановлениями и приказами Минздравсоцразвития РФ и Госстандарта РФ;

– уточнения перечня должностей, отнесенных к основному персоналу федеральных образовательных учреждений;

– разработки предложений по формированию вопросника для осуществления мониторинга введения новой системы оплаты труда работников федеральных образовательных учреждений;

– уточнения перечня критериев оценки эффективности работы федеральных образовательных учреждений;

– уточнения перечня примерных показателей стимулирования основного персонала федеральных образовательных учреждений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте