В последние годы отмечается неуклонное увеличение количества детей с проблемами развития и нуждающихся в особых условиях обучения и воспитания. Современная ситуация в специальном образовании требует от специалистов рационального учета и реализации психолого-педагогических условий обучения и воспитания в соответствии с психофизическими особенностями детей.
При этом в России наряду с развитием системы специального образования развивается процесс включения детей с ограниченными возможностями здоровья в детские сады и школы общеобразовательного вида. В системе массового образования должна быть создана специальная образовательная среда для детей-инвалидов, важнейший компонент которой подготовка педагогических кадров, владеющих технологиями работы как с сохранными детьми, так и с детьми с нарушениями в развитии. В связи с этим остается актуальным вопрос подготовки воспитателей и учителей в условиях среднего профессионального образования по специальностям 050710 «специальное дошкольное образование» и 050715 «коррекционная педагогика в начальном образовании».
Одно из условий успешного решения этой задачи – создание современного программно-методического и дидактического обеспечения учебных дисциплин и профессиональных модулей. Важно, чтобы разработка этих материалов осуществлялась исключительно с позиций системного подхода, когда относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи и динамике. Системный подход требует реализации таких принципов, как единство педагогической теории и практики, последовательности, конкретности, учета всесторонних связей и развития и наиболее эффективно обеспечивается в условиях модульного обучения специалистов. Поэтому целью экспериментальной деятельности педагогического колледжа №4 стало создание научно-методических и организационных условий качественной подготовки специалистов по «специальной педагогике» при реализации модульно-компетентстного подхода. Задачами II этапа эксперимента стали:
– разработка и корректировка модульных ОПОП по специальностям 050715 «коррекци-онная педагогика в начальном образовании» и 050710 «специальное дошкольное образование»;
– разработка научно-методического, учебно-методического и дидактического обеспечения реализации ОПОП по коррекционным специальности на модульной основе;
– разработка организационно-содержательных аспектов учебной и производственной практики по специальности 050715 «кор-рекционная педагогика в начальном образо-вании»и 050710 «специальное дошкольное образование».
Итогом реализации второй задачи эксперимента стало создание системы научно-методических, учебно-методических и дидактических материалов для реализации основных профессиональных образовательных программ.
Системный подход при создании методического и дидактического обеспечения находит свое отражение в единстве трех основных компонентов:
• информационные ресурсы как составляющая часть содержания образования;
• дидактическое обеспечение технологий обучения;
• контрольно-оценочные материалы (КОМ), выявляющие степень освоения студентами образовательных программ и уровни сформированности общих и профессиональных компетенций.
Разработка современных методических и дидактических материалов на основе системного подхода обеспечена проведением значительного числа методических мероприятий:
• круглый стол «Современное научно-методическое обеспечение учебного процесса»;
• модерационный семинар для преподавателей «Единые подходы к дидактическому обеспечению программ профессиональных модулей»;
• педагогический совет «Перспективы создания современного дидактического обеспечения учебного процесса»;
• индивидуальные и групповые консультации для преподавателей по разработке дидактических материалов;
• внутриколледжный и городской конкурс образовательных проектов «Работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в условиях коррек-ционно-развивающего и специального обучения»;
• неделя-смотр «Методическое и дидактическое обеспечение программ учебных дисциплин и профессиональных модулей по специальностям 050710 «специальное дошкольное образование» и 050715 «коррекци-онная педагогика в начальном образовании».
Проведенная работа позволила преподавателям предпринять первые шаги в разработке и систематизации современного методического и дидактического обеспечения, соответствующего современным требованиям подготовки квалифицированного специалиста.
Решение третьей задачи эксперимента было связано с выявлением организационно-содержательных аспектов реализации программы учебной и производственной практики по специальности 050715 «коррекционная педагогика в начальном образовании».
Экспериментальная работа по этому направлению позволила усилить практико-ориентиро-ванность в подготовке студентов педагогического колледжа. При организации учебной и производственной практики, реализуемой концентрированно, в нескольких периодах осуществляется освоение студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей. Расширение видов деятельности, которыми должны овладеть будущие педагоги, определяет введение новых видов педагогической практики: практика по организации внеурочной деятельности, по классному руководству, по методическому обеспечению образовательного процесса (в соответствии с областью деятельности). Увеличение объема практики позволяет улучшить подготовку студентов.
Программно-методическое обеспечение специальностей 050710 «специальное дошкольное образование» и 050715 «коррекционная педагогика в начальном образовании» в соответствии с ФГОС СПО представлено в электронном банке данных педагогического колледжа №4. Созданный электронный ресурс позволяет своевременно обеспечить необходимой учебной и методической информацией как преподавателей, так и студентов и в полной мере реализует положения ФГОС СПО, в основе которых лежит модуль-но-компетентностный подход.
Комментарии