В сентябре 2014 года уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернату №59 VIII вида исполнилось 60 лет. В настоящее время здесь учатся 237 мальчишек и девчонок из Уфы и других городов и районов Республики Башкортостан. Педагогический коллектив школы и ее директор Ю.К.Амекачев стремятся обеспечить наиболее благоприятные условия для обучения и воспитания каждого ребенка и подготовить своих воспитанников к самостоятельной жизни.
Зачем нужна специальная школа?Школа-интернат №59 создана для детей с ментальными нарушениями, или, как иногда говорят, особенностями в развитии. Впрочем, эти научные термины не всегда понятны человеку, не связанному с педагогической сферой. «Зачем вашим ученикам нужна специальная школа? Почему эти дети не могут учиться в обычной школе по месту жительства?» – на подобные вопросы директору школы-интерната №59, отличнику образования Республики Башкортостан, победителю Всероссийского конкурса «Лидер в образовании 2005 года» Юлаю Амекачеву приходится отвечать довольно часто.Школу-интернат №59 посещает немало детей, у которых есть опыт обучения в обычных общеобразовательных школах. Причем опыт весьма негативный. Мальчишки и девчонки с особенностями в развитии не могли понять учебный материал, выполнить хотя бы часть домашних заданий, наладить контакт со своими сверстниками. Фактически в обычной школе они были изгоями.«У каждого ребенка есть право на счастливое детство. Взрослым нельзя забывать, что в жизни каждого человека детство случается только один раз! – замечает Юлай Камилович. – Поэтому недопустимо принуждать ребенка посещать общеобразовательную школу, если он в силу физических и психических ограничений не способен воспринимать школьную программу. В специальной школе мы учитываем потребности и возможности особых детей, создаем для них комфортную среду.Практически все учащиеся школы-интерната №59 и других подобных заведений имеют органические поражения головного мозга. В медицинских картах детей можно прочитать диагнозы: умственная отсталость легкой, средней и тяжелой степени. Кроме того, почти у каждого учащегося имеется целый «букет» других заболеваний.«Нельзя путать педагогическую запущенность и умственную отсталость, – подчеркивает Юлай Камилович. – Если проблемы в обучении в общеобразовательной школе связаны с какими-либо социальными причинами (отсутствием родительской опеки и т. д.), то эти причины можно устранить, и ребенок почти всегда нагонит своих сверстников и освоит школьную программу. Но умственную отсталость, основанную на врожденных или приобретенных поражениях головного мозга, в полной мере преодолеть, к сожалению, невозможно». Не противоречит ли существование специальных школ идеям инклюзивного образования? «Я уверен в том, что не нужно противопоставлять друг другу инклюзивное и коррекционное образование, – выражает свою позицию Амекачев. – В Башкортостане инклюзивное образование успешно развивается. Например, некоторых детей с легкой формой умственной отсталости в последние годы стали интегрировать в массовые школы. Но потребность в специальных учебных заведениях не становится меньше. Примечательно, что ни одна страна мира от них не отказалась».Овладение профессией – путь к интеграции в обществоОдна из важнейших задач специальной школы – подготовить учащихся к последующей взрослой жизни. Трудовому обучению здесь уделяется большое внимание. Действуют столярная, слесарная, швейная и картонажно-переплетная мастерские. Многие выпускники в дальнейшем работают по этим специальностям. Кроме того, они нередко становятся дворниками, уборщицами, подсобными рабочими, санитарками… Школа поддерживает контакты с рядом уфимских лицеев и колледжей, готовящих специалистов в области полиграфии, легкой промышленности, строительства, цветоводства и озеленения. Плодотворное сотрудничество складывается, например, с профессиональным лицеем №2 Уфы. «Базовым предприятием этого учебного заведения является ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение». Выпускники нашей школы не только успешно учатся в лицее, получая профессии столяров и плотников, но и могут в дальнейшем трудоустроиться на базовом предприятии. Самое главное, что еще с советских времен уфимские моторостроители сохранили традиции наставничества. Опытные рабочие участвуют в подготовке смены, опекают своих молодых коллег… Таким образом, многие наши парни находят на работе старших друзей. Это очень важно!» – рассказал Юлай Амекачев.Нужная профессия: маляр-штукатурАнастасии Алексеевой пятнадцать лет. Она учится в восьмом классе. После окончания девятого класса собирается поступать в профессиональный лицей, чтобы получить профессию маляра-штукатура. Почему Настя выбрала эту профессию? Девушка отвечает не по-детски рассудительно: «Это нужная, полезная специальность. Я смогу заниматься евроремонтами, выполнять работы по отделке офисов, частных домов и квартир».Судьбу Насти не назовешь простой. Она родилась в неблагополучной семье, рано осталась круглой сиротой. Пошла в первый класс обычной городской школы в Стерлитамаке. Практически сразу стало понятно, что ребенок не способен воспринимать школьную программу. Все усилия учителей оказались тщетными…Настю оставили на второй год, потом на третий год. В дальнейшем маленькую сироту пытались обучать и воспитывать в приюте одного из монастырей. Но ни в обычной общеобразовательной школе, ни в монастыре не нашлось специалистов, имеющих опыт работы с особыми детьми. В 2010 году Настю направили в школу-интернат №59. Фактически в то время это был ребенок-маугли. Девочка не умела ни читать, ни писать. У нее была неразвитая речь, отсутствовали санитарно-гигиенические навыки и навыки бытового самообслуживания.За четыре года педагоги и воспитатели школы-интерната совершили чудо. Настя превратилась в смышленую, воспитанную, ухоженную барышню. Она одна из лучших учениц учебного заведения. Девушка с удовольствием принимает участие в различных смотрах и конкурсах. В октябре 2013 года она стала победителем Башкирского республиканского конкурса «Лучший по профессии», проводимого среди учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида. На конкурс Алексеева представила сшитые ею детские рубашки для мальчиков трех-пяти лет. – Мне здесь, – говорит Настя, – интересно учиться. Я хожу в бассейн, занимаюсь бисероплетением. Люблю шить, рисовать. Кроме этого я участвую в музыкальной группе: пою и играю на синтезаторе. А еще я умею играть на ложках… В этом году мы поставили спектакль по случаю начала учебного года. Репетировали в течение всего августа. Мне досталась роль Карлсона.От игольниц и мешочков к платьям и юбкамЛюция Махияновна Фролова работает преподавателем швейного дела в школе-интернате с 1980 года: «Почти все мои ученицы приходят на занятия с удовольствием. Им нравится видеть результаты своего труда, а также участвовать в различных смотрах и конкурсах».Швейное дело в специальных (коррекционных) школах VIII вида начинают изучать с четвертого класса. Сначала дети учатся создавать самые простые вещи: мешочки для хранения изделий, игольницы, косынки. В пятом классе наступает черед сумочек, фартуков, халатов… В шестом классе здесь уже шьют блузки, юбки и платья. На уроках швейного дела происходит не только овладение практическими навыками, но и расширение кругозора и словарного запаса девчонок. Учащиеся школы узнают, что бабочка может являться символом души, символом любви…Социальная адаптация и развитие речиВалентина Михайловна Зинатшина преподает русский язык и литературу. С пятого по девятый класс этот предмет в специальных (коррекционных) школах называется «Письмо и развитие речи» и «Чтение». Чтобы наш разговор был более конкретным, преподаватель предлагает ознакомиться с учебниками и учебными пособиями, используемыми во время занятий.Практически все литературные произведения представлены в учебнике в сокращенном и адаптированном виде. «Человеку, не знакомому с проблемами коррекционной педагогики, наша учебная программа может показаться слишком простой. Но на самом деле учащимся с ментальными нарушениями освоить этот объем знаний бывает непросто», – замечает Валентина Михайловна. Среди прочих жемчужин русской и мировой литературы нашлось место и для известного рассказа А.П.Чехова «Злоумышленник». Могут ли дети с особенностями в развитии понять это литературное произведение? Герой Чехова Денис Григорьев отвинчивает гайки, которыми рельсы прикрепляются к шпалам, чтобы использовать их в качестве грузил для рыбалки… – отмечает Валентина Зинатшина. Моя задача состоит в том, чтобы дети поняли, что поступок Григорьева может способствовать крушению поезда и разрушить жизни многих людей. Мы обсуждаем с ребятами, возможна ли такая ситуация в наше время, сохраняет ли актуальность рассказ классика.Зинатшина признает, что далеко не все ее ученики способны разобраться в хитросплетениях сюжетов знаменитых писателей. Но в любом случае знакомство с литературными произведениями способствует социальной адаптации и развитию речи.Значительная часть учебного времени на уроках Валентины Михайловны посвящена социально-бытовым темам, знакомству с реалиями окружающего мира: «Например, для наших старшеклассников важно понять, что такое паспорт и зачем он нужен. Чем паспорт отличается от свидетельства о рождении? Что такое резюме? Что такое трудовая книжка? Как написать заявление о приеме на работу или зачислении на учебу? Как оплачиваются коммунальные платежи? Для подростков с ментальными нарушениями даже самый простой вопрос может стать неразрешимой загадкой».Уфа, Республика Башкортостан
Комментарии