search
main
0

Особый случай Человеку надо дать шанс, не уронив его достоинства

Ей бы ходить по твердой земле – она парила. Ей бы сделаться прагматиком – она доверилась эмоциям. Ей надо было остаться собой – она рискнула быть оригинальной. И – проиграла. На свой проигрыш Лейла Сакалова, учитель математики школы N 1 станицы Орджоникидзевская Ингушетии, смотрит философски, сознает, что не хватило уверенности сделать именно то, что лучше всего умеет она, Лейла Беслановна, что и делает ее урок не похожим на чей-то.

е признавая шоу, полагая, что конкурс “Учитель года” – это не только праздничное действо, но и методичная, будничная работа с учениками, Лейла вписала свой урок в программу московской школы. Она дала одиннадцатиклассникам тему “Первообразная. Интеграл”. Только на “парение” можно списать тот факт, что математик с двадцатилетним стажем не заметила ошибки в примерах, решенных на доске учениками. От волнения она просто не видела написанного. Бывает и такое затмение.
– В пластилин семена не бросают – они не прорастут, – рассуждает Лейла. – Тогда ты можешь рассчитывать на удачу, когда всерьез готовился к конкурсу, работая с методистом, психологом. А у меня каждый день по 10 уроков. Нет времени работать над собой. Да, я получаю от уроков невероятное удовольствие, но здесь, на конкурсе, этого мало. Я должна доставить удовольствие коллегам и жюри от общения со мной.

Елена Пахомова, член оргкомитета, заведующая кабинетом педагогического опыта РАПКРО, приметила учительницу из Ингушетии: “Она очень самостоятельно рассуждает о своем предмете и вообще о педагогике. Поражает ее доброжелательное отношение ко всем и стремление, чтобы окружающие были гуманней”. После урока Лейла получила записку от коллеги примерно такого содержания: “Не расстраивайся! Ты все равно самая непохожая. Вокруг тебя ореол добра”.
Может, тем, кто рядом, видней, какой каждый из нас пробы, кто греет, кто светит, а кто сверкает, отражая чье-то величие. Глядя на свою героиню, я дорисовала в воображении ее образ. И если что-то бы я изменила в нем, так только, пожалуй, прическу, почти по анекдоту про аксакала, который, доведись ему прожить жизнь заново, изменил бы пробор. Реальная Лейла готова изменить в своей жизни две вещи: прическу и учебную нагрузку.
– Дело в том, что Лейла Беслановна очень уважаемый педагог, не только школа N 1 хотела бы ее иметь у себя, – пояснила сопровождающая ее на конкурс Мадина Чаниева, главный специалист управления образования Сунженского района. – И, кроме того, в Ингушетии не хватает учителей. В ее школе 39 часов – это минимальная нагрузка для педагогов. Их энтузиазма хватает на 60 часов. Но многие не выдерживают. Только в одном Сунженском районе с начала учебного года покинули стены школ около полусотни педагогов.
Конечно же, не так все безрадостно и бесперспективно в системе образования республики. Да, есть школы в палатках, но строятся новые гимназии с компьютерными классами. Да, в классах в приграничном с Чечней Сунженском районе по 40 с лишним учеников, но последние годы возрос интерес детей к получению высшего образования. Да, уроки отменяются, когда начинаются бомбежки в Чечне, и все же президент Руслан Аушев отводит образованию приоритетную роль и строго спрашивает с педагогов качество обучения.
Верно подметил Александр Абрамов, председатель секции “Математика, информатика”, оценивая урок Сакаловой: “Она – особый случай, потому что работает в сложных условиях”. Действительно, Ингушетия за последние 8 лет, не воюя, пережила две войны. Лейла говорит, что даже дети знают: если сегодня в сторону Чечни пролетели самолеты, значит, через 2 дня будут бомбить. Но еще и потому Лейла “особый случай”, что учит в одном классе разноуровневых по подготовке детей. По возрасту ученик должен сидеть в этом классе, а по знаниям – на 2-3 класса ниже. А приходится учить дифференцированно, с поправкой на тяжкое время. Потому она и стала “Учителем года” Ингушетии.
Лейле, зрелому педагогу, не надоело жить в постоянном изумлении перед другими, кто умеет что-то, чего не умеет она. Ей понравилось, как Михаил Духанов из города Грязи сказал, сравнив себя с литературным героем: “Я – не Миша Япончик”. “Я бы так не смогла сказать о себе. У него есть то, чего нет у меня, – молодость, артистизм, уверенность в себе”, – призналась Лейла.
Ясно, что эти чужие обретения никогда не пережить ей как свои – ушло время. Приходится довольствоваться тем, что есть. И все же она присматривается, вслушивается в окружающую конкурсную жизнь, анализирует и делает выводы. И продолжается эта духовная работа не только из-за неиссякаемого интереса к людям, но и с умыслом помочь будущему ингушскому конкурсанту не споткнуться о те же кочки. “Это нужно для нашей республики”, – многозначительно сказала Сакалова. А я усомнилась. Задача непременно научить на своих ошибках других хоть и благородна, но малоэффективна.
…Встречая математика, я привычно пытаюсь выведать, можно ли просчитать гармонию. Что думает Лейла?
– Гармоничные люди должны быть счастливыми.
– Да? А лично ты? А негармоничные?
– Я время от времени бываю счастливой. Когда, к примеру, кто-то из моих троих детей заболел и выздоровел – я счастлива.
– А не кажется ли тебе, будто наше с тобой счастье какое-то второсортное – не всегда зависит от внутреннего состояния, а порой от начальника, от наличия денег? Может, редкие минуты счастья жизнь дает нам в качестве компромисса, чтобы мы от безнадежности не порешили себя?
– Не можешь изменить жизнь – измени себя. Эту истину надо принять априори. А представления о счастье трансформируются во времени и в каждом из нас.
– Стремясь быть гармоничным, ты приближаешься к истинному пониманию счастья, так? Тогда что такое гармония? Что думает Лейла?
– По исследованиям пифагорийцев, это первая из четырех частей математики: арифметика, геометрия, астрономия, гармония. Так что гармония – наука математическая.
От чего ушли, к тому и вернулись. Гармонию гармонией уж точно не измеришь. Этими глупостями не буду больше допекать математиков. Спасибо Лейле. И еще ей спасибо за то, что, о ком бы она ни говорила, даже о самых неудачливых конкурсантах, слова ее были полны сочувствия. “Надо ли добивать человека, если он ошибся? – спросила она с намеком на коллегу, завалившего урок-импровизацию, и сама же ответила: “Человеку надо дать шанс, не уронив его достоинства, выйти из патовой ситуации”. Не правда ли, за ее учеников можно быть спокойными?..
Галина СЮНЬКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте