Готова ли наша школа работать с необычными детьми? Эту проблему обсуждали на Всероссийской видеоконференции «Разрушая барьеры: в моем классе учится ребенок с особыми образовательными потребностями». Мероприятие, организованное объединенной издательской группой «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» совместно с издательским домом «Первое сентября», прошло в московской школе «Ковчег» №1321, где накоплен богатый опыт обучения детей с ОВЗ.
– У нас всего 600 учеников, но зато здесь самые обычные дети учатся в одних классах с необычными, – сказал директор школы Роман Реуэль. – Ребята с самого раннего возраста играют, общаются, помогают друг другу, и никогда не было, чтобы кто-то кого-то обозвал или оскорбил за то, что он какой-то «не такой». Родители прекрасно знают об этом, оттого стараются отдать своих особенных детей именно сюда, зная, что тут их никто не обидит, не унизит, что здесь их научат. Здание школы построено еще в 1936 году, когда ни о какой адаптивной среде для инвалидов никто даже и не думал. Однако мы уже много лет назад поняли: пандусы, лифты и прочие удобства для школьников с ОВЗ, безусловно, нужны, но это не самоцель, главное совсем в другом. – Главная задача современной школы – воплотить в жизнь принцип «Все дети равны!», о котором сейчас так много говорят, – считает вице-президент объединенной издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» Артем Соловейчик. – По Закону «Об образовании в Российской Федерации» родители имеют полное право требовать от школы создания условий для обучения и воспитания детей с особыми потребностями. Вопрос – как это сделать. – Опыт нашего образовательного учреждения показал, что новые информационные технологии могут оказать огромную поддержку в деле дистанционного обучения именно детей с ОВЗ, – рассказывает директор центра технологий «i-Школа» (http://cotg.mskobr.ru) Ольга Асаянова. – Мы сумели выстроить целостную систему работы с особыми категориями школьников, организовать сетевое взаимодействие в масштабах страны. И мы готовы оказывать методическую поддержку всем, кто занимается инклюзивным образованием. – Есть еще один очень грустный аспект, – заявил телеведущий Первого канала, автор книги «Как общаться с солнечными детьми» Михаил Комлев. – Дело в том, что родительское сообщество нередко весьма категорично выступает против того, чтобы дети с ОВЗ учились в обычных школах. Они дремуче невежественны и весьма смутно представляют себе, в чем заключается «особенность» таких категорий, как аутисты, дети с ДЦП, с синдромом Дауна и т. п. Им кажется, что от всех этих «больных» детей исходит опасность для их собственных чад. А это далеко не так. Поэтому предстоит провести огромную работу по психолого-педагогическому просвещению наших родителей. – Взрослые почему-то уверены, что если их самих и их детей «минула чаша сия», то, значит, проблемы других должен решать кто-то еще, – сетует учитель ресурсного класса для детей с расстройством аутистического спектра воронежской школы №92 Наталья Лахина. – Но ведь то, как общество в целом и каждый из нас, в частности, относится к особым детям, к инвалидам, очень много говорит о нас самих. И нужно трезво понимать: все мы когда-нибудь станем старыми и немощными, но никто не застрахован от старческого слабоумия, болезни Альцгеймера и многих других недугов, превращающих людей в беспомощных кукол. И если мы так относимся к страждущим людям сегодня, где гарантия, что к нам самим наши же дети и близкие будут относиться лучше?
Комментарии