Текущий учебный год ознаменован введением новых ФГОС, новой линейки учебников, новых учебных модулей. Какие изменения разработчики контрольно-измерительных материалов подготовили для будущих выпускников?
В структуре и содержании основного государственного экзамена по математике изменений нет. И это хорошо. Будем готовиться без дополнительных стрессов. К ОГЭ по математике я готовлю каждый год. Четырнадцать лет – четырнадцать выпусков. Почти десять лет являюсь экспертом по проверке заданий с развернутым ответом. Казалось бы, все задачи и критерии изучены досконально. Так и есть. Но в этом году выпускаю девятый класс не только как предметник, но и как классный руководитель. К ним особое отношение и особый подход.
Подготовку к экзаменам начинаю обычно в седьмом классе, правда, фрагментарно, а с восьмого готовимся серьезно. На уроках практикую небольшие самостоятельные работы на повторение пройденного материала, задания к ним беру из тренировочных вариантов или составляю сама, но формат соблюдаю экзаменационный. Это хорошо работает и на алгебре, и на геометрии, позволяет ненавязчиво повторять материал, держать в памяти множество формул и свойств, оттачивать навыки до автоматизма.
Самая основная подготовка к экзамену проводится на интенсивах в конце недели. На таких занятиях я практикую детальное погружение в работу, начиная от правил заполнения бланков и заканчивая разбором заданий. Где беру тренировочные задания? Стараюсь пользоваться разными источниками.
В первую очередь знакомлюсь с рекомендациями ФИПИ. Знаю, что издательство «Экзамен» выпускает пособия с заданиями, наиболее приближенными к реальным. Уже выпущено новое учебное пособие для подготовки к ОГЭ по математике «ОГЭ-2024. Математика. 38 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий». Это пособие прошло научно-методическую оценку Федерального института педагогических измерений. Девятиклассники и их учителя могут быть уверены в том, что содержащиеся в сборнике задания соответствуют всем требованиям контрольно-измерительных материалов по математике и созданы разработчиками реальных вариантов ОГЭ.
Большое количество вариантов сгруппировано по парам, в каждой паре задания похожи. Это позволяет разобрать непонятное задание и прорешать похожие. Со слабыми или средними учениками обычно разбираю один вариант из пары, второй оставляю для самостоятельного решения.
Но меня эти пособия привлекают еще и тем, что в них подробно представлены критерии оценивания заданий с развернутым ответом. Важно, чтобы девятиклассники хорошо представляли, за что они получают заветные баллы. Проверяя летом экзаменационные работы, как эксперт сталкиваюсь с проблемой: вроде и неплохое решение, и мысль здравая присутствует, но с корректностью оформления большие проблемы. Пропущены важные шаги в обосновании геометрических задач или моего любимого задания с параметром. Результаты экзамена тогда не оправдывают ожиданий многих выпускников. У одиннадцатиклассников есть возможность посмотреть свои бланки, посоветоваться с учителем прежде, чем апеллировать, а вот девятиклассники вплоть до рассмотрения апелляции своих работ не увидят. Как показывает практика, баллы повышают крайне редко, чаще занижают. Именно поэтому считаю необходимым знакомить учеников с критериями, и знакомить подробно.
Школьникам обычно тяжело даются текстовые задачи на движение, совместную работу, концентрацию, усушку. Но, как говорится, хочешь научиться решать задачи – решай их. Разнообразие вариантов позволяет оказать ученикам содействие в решении этой проблемы. Даю соответствующие домашние задания: прорешать все задачи на среднюю скорость, на смешивание растворов, геометрические задачи на доказательство, то есть отработать навыки решения конкретной задачи.
На самостоятельное решение школьников вдохновляет еще и тот факт, что на реальном экзамене запросто можно встретить задачу, которую разобрал и хорошо усвоил.
Вот далеко не полный перечень задач из реального экзамена. И это лишь те, что были в последние два года, те, что пока еще в памяти (рис. 1).
Рис. 1. Задачи из реального экзамена
Листая сборник, я обнаружила и что-то новенькое в перечне практических задач (рис. 2).
В заключение скажу, что экзамен для подготовленного ученика – это не испытание и не наказание, а лишь возможность продемонстрировать знания. Так что готовимся, коллеги!
Екатерина БИБИЧЕВА, учитель математики Ключинской школы, Рязанская область
Комментарии