В Новгородской области 70 школьных музеев; почти в каждом из них действует ученическое самоуправление. Недавно прошедший третий областной конкурс юных директоров школьных музеев стал состязанием сильнейших – жюри никак не могло решить, какому кандидату отдать предпочтение.
– экскурсовод с 5-го класса. Вячеслав успешно выступал с исследовательскими работами на областной научно-практической конференции «Отечество». Совет его музея имеет такие группы: фондовую, журналистскую, научно-исследовательскую, оформительскую, поисковую, группу экскурсоводов, группу переписки и группу, организующую праздники. Каждый участник группы, отработав год, имеет право сменить специализацию. Впрочем, если есть время и желание, можно принять участие и в работе «не своей» группы, энтузиазм поощряется.
За экскурсию – отгул
История некоторых школьных музеев насчитывает десятки лет, за ними стоят поистине легендарные в своем крае педагоги. Например, музей средней школы №7 города Боровичи даже носит имя своей создательницы, учителя истории Зои Степановны Сорокиной – официальное решение принято муниципальными властями. С 1966 года, когда Зоя Сорокина провела с учениками первую археологическую экспедицию, здесь накопилось более тысячи экспонатов только в пяти основных экспозициях без учета запасных фондов. Зою Степановну до сих пор помнят ее бывшие ученики; читатели берут в областной библиотеке написанные ею краеведческие книги о Новгородчине. Музей имени Зои Сорокиной много лет входит в число лидеров среди школьных музеев области, и на нынешнем конкурсе юных директоров школьных музеев ему было присуждено первое место.
Преподаватель истории Ольга Николаевна Ежак, нынешний куратор этого музея, считает, что практика, когда школьным музеем руководят сами ученики, полезна и для самих детей, и для школы: «Директор нашего музея – ученица 11-го класса Лера Чередниченко. В сентябре собрание актива музея выбирает совет музея, то есть руководителей групп. У нас есть группы экскурсоводов, поисково-исследовательская, оформительская, лекторская, шефская, группы культмассовой и пропагандистской работы. Ребята из лекторской группы, например, разрабатывают циклы лекций к историческим датам и выступают с ними в классах. Шефская группа работает с ветеранами. Подростки не только записывают воспоминания ветеранов о Великой Отечественной или принимают экспонаты для школьного музея, но и помогают пожилым людям по хозяйству. В прошлом году одиннадцатиклассники даже ремонт в квартирах ветеранов делали.
Итоги своей работы ребята обсуждают. Так, на последнем заседании совета музея директор музея поставила вопрос о том, что необходимо сменить руководителя лекторской группы – группа не справлялась со своими обязанностями. Выбрали другого руководителя. Еще ребята сами разработали «Правила экскурсовода». Особенно всем понравился пункт в разделе «Права», он гарантирует экскурсоводу, который провел 10 экскурсий в учебном году, дополнительный день отдыха к каникулам. Как только был разработан этот пункт, число желающих записаться в экскурсоводы резко увеличилось! А если серьезно, действительно с каждым годом ребят, которые хотят работать в музее, становится все больше. Если в прошлом году из 500 учеников школы в актив музея входило 36 человек, то в нынешнем – уже 64.
Ребята гордятся тем, что наш музей имеет авторитет в городе. Нам пишут письма, звонят… В этом году жительница Боровичей Александра Ковалева прислала в музей необычную марку. Мы провели исследовательскую работу и узнали, что это редкая марка периода первой мировой войны – их выдавали за благотворительные пожертвования во время «кружечных сборов». Одно из городских турагенств включает посещение нашего музея в экскурсионные маршруты для иногородних и местных школьников по достопримечательностям Боровичей.
Последняя новинка в нашем музее – компьютерные экскурсии. Шесть таких экскурсий разработали сами дети, ученики
10-го, 8-го и даже 5-го классов! Первая компьютерная экскурсия недавно была показана сразу для 130 человек в актовом зале школы».
Директор Слава
Музеи маленьких деревенских школ имеют свой особый статус. Если школа, активно работающая с населением, обычно является культурным центром всей деревни, то хороший школьный музей, в свою очередь, – сердце самой школы.
Восьмикласснику Вячеславу Ворвастому, директору музея средней школы деревни Трегубово Чудовского района, помогает в работе педагог Надежда Иванова. Интересно, что Надежда Викторовна, выпускница этой же школы, когда-то сама была здесь юным директором школьного музея.
Директор Слава – экскурсовод с 5-го класса. Вячеслав успешно выступал с исследовательскими работами на областной научно-практической конференции «Отечество». Совет его музея имеет такие группы: фондовую, журналистскую, научно-исследовательскую, оформительскую, поисковую, группу экскурсоводов, группу переписки и группу, организующую праздники. Каждый участник группы, отработав год, имеет право сменить специализацию. Впрочем, если есть время и желание, можно принять участие и в работе «не своей» группы, энтузиазм поощряется.
В экспозиции музея есть противотанковое ружье и пулемет «максим», но самыми ценными экспонатами тут считают подлинные фронтовые письма-«треугольники». Ребята сотрудничают с областными архивом и военкоматом, военным архивом города Подольска. В течение всего года в музее проводится конкурс экскурсоводов; приходят на экскурсии малыши из детсада, ветераны, даже приезжают жители из других районов. Мероприятий «музейного профиля» не перечесть: уроки Мужества, Неделя истории, Неделя краеведения, «Поле чудес» и «Что? Где? Когда?» по истории родного края. Надежда Иванова оценивает всю эту интересную работу с точки зрения учителя: «Знаете, ребята на глазах становятся коммуникабельнее, умеют выразить грамотно мысли, спланировать свою деятельность. А еще музейное дело – это душевное дело, оно воспитывает!»
Школьному музею деревни Нагово Старорусского района уже 35 лет. Его директор – девятиклассник Саша Ильин, его взрослый помощник – преподаватель истории Людмила Валентиновна Исакова. Музей считается гордостью и ценностью всей деревни, поэтому агитировать никого не приходится, практически каждый из 60 учеников школы так или иначе принимает участие в работе школьного музея.
В музее есть юные экскурсоводы, исследователи, ребята, участвующие во взрослом районном поисковом движении «Долина». Есть особая хозяйственная группа – как только появляется в музее новый экспонат, например старинный сундук, эти хозяйственные ребята ищут в запасниках подходящие к нему предметы и переоформляют экспозицию. Организационная группа тесно сотрудничает с ветеранами, отчитывается перед ними, как «прижились» в музее переданные в дар экспонаты. Интересен такой опыт: если ветеран дарит музею подлинный рукописный материал, ребята торжественно вручают дарителю его копию в виде рукотворной книжки.
Исследовательская группа выбирает тему проекта, над которой все сообща работают целый год. Интересной темой было, например, изучение названий окрестных деревень. Так, деревня Лядинки ведет свою историю с петровских времен: для строительства Санкт-Петербурга Петр I повелел вырубить здесь все леса, остались пустые места – на местном диалекте «лядины». Название самой деревни Нагово намекает на то, что здешняя земля испокон веков на урожай была скудна и жили крестьяне бедно. Вместо картошки растили здесь лен. Наглядные уроки по изучению народных традиций проводятся в «русской избе» на Рождество, Масленицу. Учителя называют свой школьный музей центром воспитательной работы. Да и как может быть иначе, если каждый экспонат – это история известного всем человека или целой семьи, история родной деревни.
Подводя итоги областного конкурса юных директоров школьных музеев, можно сказать, что жизнь детей в школе становится интереснее, когда они чувствуют себя в ее стенах хозяевами. Не случайно во многих общеобразовательных учреждениях Новгородской области советы школьных музеев входят в общешкольные советы. И все-таки успех самоуправления зависит от взрослого человека, который делает очень сложную работу – учит детей быть руководителями.
А еще конкурс порадовал тем, что все участвовавшие в нем школы – даже маленькие деревенские – не только привезли с собой мини-экспозиции, но и сделали мультимедийные презентации своих школьных музеев. Это говорит о том, что школьные музеи развиваются и их существование нам по-прежнему нужно…
Новгородская область
Комментарии