Исполнилось 40 лет, как вышел на экраны фильм “Дерсу Узала”. Он был встречен очень тепло и по сей день не утратил ценности. Взять хотя бы проблему взаимоотношений человека и природы, которая сегодня обострена, как никогда… Мне же “Дерсу Узала” дорог еще и потому, что я принимал непосредственное участие в его создании. Помню множество интересных историй, связанных со съемками. Одну из них хочу рассказать.
Летом 1960 года к директору студии “Моснаучфильм” Михаилу Тихонову были приглашены те, кому предстояло собрать съемочную группу фильма: режиссер Агаси Бабаян, оператор Юрий Разумов, директор картины Николай Макаров и я, его заместитель.
Тихонов прочел нам письмо, пришедшее в адрес студии из Хабаровска. Почти дословно привожу его категоричный текст: “Ваша студия начинает работу над фильмом “Дерсу Узала” по книгам известного ученого, писателя и путешественника В.К.Арсеньева. Если киностудия не пригласит меня, знатока жизни и творчества Арсеньева, к работе над сценарием и съемкам фильма, то в конечном итоге вас ждет “киноклюква”, то есть полный провал. Пермяков”.
Но ведь уже были готовы литературный и режиссерский сценарии, составлена смета, выбраны места натурных съемок, составлен календарный план вплоть до дня сдачи готового фильма. Что делать? Время не терпит. Пора выезжать на съемки. Киногруппа в сборе. “Извините, гражданин Пермяков, но наши “киношники”, прежде чем приступить к работе, досконально изучили все наследие Арсеньева”, – подумал я и на том успокоился.
Прошло полгода натурных съемок в Приморском и Хабаровском краях. Начались подготовки и репетиции одного из заключительных эпизодов фильма: Арсеньев со своим небольшим отрядом казаков и верным спутником Дерсу Узала спускаются на бате (большой деревянной лодке) по таежной реке к морю, к конечной точке своей многомесячной экспедиции. Поворот реки, еще поворот… Тишина. Усталые, задумчивые лица казаков. Напел казак фразу из песни. Другой подхватил, и уже все поют о чем-то близком, но пока недоступном.
Да, просится песня! Этот эпизод нужно снимать с тихой, задумчивой, грустной песней. Но какая песня нужна? В съемочной группе (40 человек) был объявлен конкурс.
Один из актеров предложил: “Хас-Булат удалой”. Вся группа разделилась на два лагеря. Одни говорили: “Это застольная песня, поется под хмельком, никакой грусти”. Другие возражали: “Смотря как спеть! Тихо, плавно и задушевно!..” После недолгих споров начали снимать эпизод, где актеры напевают “Хас-Булат удалой”.
Смонтированный и озвученный фильм в мае 1961 года я с режиссером А.Бабаяном повез показывать в Находку, где тогда жила вдова Арсеньева, во Владивосток и в Хабаровск. В Находке и Владивостоке после просмотров нас поздравляли с удачным фильмом местные руководители, интеллигенция, журналисты.
В Хабаровске перед началом просмотра ко мне и режиссеру подошел человек.
– Простите, как вы называете фильм? – спросил он и в слове “Узала” сделал сначала правильное ударение, но затем, повторяя, перенес его на предпоследнее “а”, что было искажением.
Мы ответили.
– Правильно, – сказал человек и зачеркнул что-то в своей записной книжке. – А как вы называете лодку, в которой отряд спускается к морю, “бат” или “бот”?
– Бат.
– Правильно.
– Извините, с кем имеем честь говорить и что вас еще интересует?
– Я Пермяков.
Мы вздрогнули, понимая, что нашему фильму здесь предстоит особый экзамен. Во время просмотра Бабаян так волновался, что схватил меня за колено трясущейся рукой.
Когда фильм закончился, первым попросил слова Пермяков.
– Хочу поблагодарить за фильм. Съемочная группа очень хорошо подготовилась, изучив все труды Арсеньева. Но ни в них, нигде в печати не было сказано о том, что знаю только я: любимой песней Арсеньева была “Хас-Булат удалой”!
Бабаян перевел дух.
Мы уехали в Москву, и связь с Пермяковым, этим дотошным знатоком творчества Арсеньева, прервалась. Но премьера фильма в Хабаровске мне запомнилась надолго и во многом благодаря ему.
Владимир РАСТОРГУЕВ
Фото из архива автора
Комментарии