Освоение новой социальной роли «я дошкольник» не всегда легко дается ребенку, который впервые расстается с мамой. Еще труднее этот процесс происходит у детей с особым развитием. Инклюзивное образование дает возможность таким детям расти и развиваться совместно со своими сверстниками.
Каким должен быть инклюзивный детский сад?
Этот вопрос мы задали Юлии Л., маме девочки Лизы с диагнозом аутизм, которая четыре года ходила в общеразвивающую группу детского сада, а сейчас успешно окончила 1‑й класс обычной школы.
– В нашей семье было много споров на тему, почему нам нужен именно инклюзивный детский сад, а не компенсирующая группа. Делая выбор, мы руководствовались тем, что только в живой среде Лиза сможет научиться общаться с детьми. Ведь сколько бы ни вкладывали сил родители, каких бы высококлассных специалистов ни приглашали, никто не заменит ребенку сверстников.
Ребенок – существо подражательное, и я считаю, что только в саду, где все дети вместе посещают одну группу, вместе играют и познают мир, он будет усваивать новые модели поведения, учиться общаться, развивать эмпатию, будет находиться там, где бывает конфликт интересов, где ищутся друзья, проходят ролевые игры, – уверена мама. – Очень многое зависит и от того, как сами родители воспринимают детский сад. Кому-то достаточно просто найти место, где ребенок будет под присмотром. У меня же как у мамы было свое видение, каким должен быть детский сад, в который пойдет Лиза.
– Инклюзивный детский сад, – добавляет она, – это детский коллектив плюс команда педагогов. Кроме того, детский сад должен иметь среду, специально оборудованную и адаптированную для детей с особыми потребностями. В нашем случае это ресурсное пространство – место для занятий и эмоциональной разгрузки, необходимое ребенку с расстройствами аутистического спектра.
Важно, чтобы для Лизы была разработана индивидуальная программа, включающая занятия, которые воспринимаются как комплекс и потом продолжаются родителями и другими педагогами и специалистами. Нам повезло, детский сад «Кроха» школы №2116, который посещала Лиза, был именно таким. Весь коллектив был нацелен на решение задач реабилитации ребенка-инвалида. Реабилитация там – это некий единый процесс, как и должно быть. Пребывание в этом саду стало для нас подготовительным этапом перед обучением в школе.
Да, действительно, наша команда, создавая инклюзивное образование в дошкольных группах «Кроха», стремилась включить в жизнь детского коллектива и детей с расстройствами аутистического спектра. Поэтому наша инклюзивная модель имеет следующие особенности:
– принимаются все дети независимо от тяжести их инвалидности;
– дети с аутизмом находятся в одних возрастных группах со своими сверстниками;
– для детей с аутизмом обеспечивается наличие ресурсного пространства, где созданы все условия для их полноценного пребывания в течение целого дня: есть раздевалка, спальня, туалетная комната, обеденная зона, зона для занятий и игр, предусмотрено место для физкультурных занятий и психологической разгрузки;
– образовательная среда в здании включает визуальную поддержку для детей с аутизмом (визуальные расписания, коммуникативные альбомы и доски, алгоритмы выполнения бытовых действий в картинках и так далее);
– дети с ограниченными возможностями здоровья максимально включаются в общий образовательный и социальный опыт со сверстниками. Ограничения могут быть связаны исключительно с индивидуальными физическими и психологическими особенностями конкретного ребенка;
– специалисты, задействованные в инклюзии: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, тьютор;
– воспитатели и педагоги, включенные в работу с детьми с аутизмом, имеют специальную подготовку в области коррекционной педагогики и соответствующие знания для оказания им индивидуальной поддержки;
– специалисты составляют для каждого ребенка индивидуальный образовательный маршрут, в котором соблюдается баланс между социальным, функциональным и академическим аспектами коррекционной работы по формированию навыков у каждого конкретного ребенка;
– отдельный блок работы специалистов психолого-логопедической службы школы связан с организацией просветительской работы среди родителей детей из нормотипичной среды по распространению информации о детях с аутизмом. Особый акцент делается на важности доступности образования для всех детей независимо от их индивидуальных особенностей, на специфике включения детей с расстройствами аутистического спектра в жизнь группы, на воспитании у населения толерантности и терпимости.
Светлана ВАСИЛЬЕВА, координатор проекта «Ресурсная школа – территория успеха для каждого» школы №2116
Комментарии